Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
В 1956 году компания Ampex представила публике прототип современного видеомагнитофона - бабинный видеоредактор VR-1000. Изобретение, над которым безуспешно бились гиганты электроники и радиотехники, оказалось под силу маленькой фирмочке из шести инженеров под руководством бывшего полковника русской армии Александра Михайловича Понятова. В "видеогонке" полковник Понятов обошел другого русского инженера - одного из основателей американского телевидения Владимира Зворыкина.
Настоящий полковник
Отец видеомагнитофона явно гордился военным прошлым - название компании Ampex означает ни что иное как "Его Превосходительство А.М. Понятов" (AM Poniatoff Excellence). Первым производственным цехом и по совместительству офисом Ampex был небольшой гараж на окраине Сан-Франциско. Но уже к началу Второй мировой войны компания Его Превосходительства пользовалась достаточной репутацией, чтобы военно-морское ведомство США размещало здесь заказы на узлы для радарных установок.
Создание видеомагнитофона окутано легендами, проверить достоверность которых сейчас практически невозможно. Известно, что принцип записи сигналов на магнитную ленту был разработан в 1932 году в Советском Союзе инженером Исуповым, но на практике воплощен в гитлеровской Германии. Во всяком случае, среди трофеев, доставшихся американцам в конце войны, оказался "регистр звуков на магнитную ленту", разработанный в 1930-х годах немецкой AEG. По слухам, один из трофейных регистров попал в распоряжение Ampex. Понятов задумался: раз на магнитную пленку можно фиксировать звук, отчего же не зафиксировать и изображение? Практическое воплощение этой идеи растянулось на десять лет.
Голубой против белого
Только в 1956 году был создан пригодный для коммерческого использования аппарат - тот самый VR-1000. Впрочем, пригодный не значит удобный.
Первый видеомагнитофон был чрезвычайно громоздким, а пленка шириной в 5 сантиметров протягивалась двумя катушками со скоростью 20 метров в секунду.
Понятно, что использовать в быту такой агрегат было нельзя, но этого и не требовалось - видеомагнитофон создавался специально для телевизионщиков. В силу технических ограничений на телевидении не могли использовать кинопленку, поэтому все программы шли только в прямом эфире.
Появление видеомагнитофона произвело настоящую революцию в отрасли - отсроченные выпуски новостей, записи спортивных матчей и всевозможных шоу, демонстрация кинофильмов. В общем, создание VR-1000 стало отправной точкой в войне между кино и телевидением. По мере совершенствования видеотехники росла армия поклонников голубого экрана, а армия поклонников белого (кино-) неумолимо редела. Конечно, убить кинотеатры телевидение (а позже, и домашнее видео) не смогло, однако в 1980-е годы индустрия кинопроката пережила, скажем так, не лучшие времена.
Вьется в небе "Веселый Роджер"
Суровые войны потрясали и сам видеорынок. Поводом к ним стало появление в 1969 году первой профессиональной кассетной видеосистемы U-Matic, представленной японской Sony. Создав видео для профи, компания тут же взялась за разработку бытовых систем.
В то же самое время конкурент Sony компания JVC, желая "заточить" рынок под себя, сформулировала и начала всячески продвигать "12 принципов видеотехники" (они касались качества картинки, емкости кассет и т.д.), которые, разумеется, соответствовали продукции самой JVC. Вскоре появилась знаменитая аббревиатура VHS (очень высокий стандарт) - кассета для домашнего видео. Насчет высоты стандарта можно поспорить, но одно было очевидным - VHS был проще и дешевле продукции Sony, и последняя, недолго поразмыслив, переметнулась в лагерь конкурентов.
Америка сдалась без боя, Европа сопротивлялась. Одновременно с японцами свои образцы видеотехники и кассет к ним предлагали Philips и BASF. Но их системы были слишком далеки от совершенства. Лишь германская Grundig к середине 1970-х предложила формат SVR, превосходящий японцев и качеством картинки, и продолжительностью записи. К 1979 году подтянулся Philips, разработавший двустороннюю кассету Video 2000, которая по всем показателям превосходила VHS японцев. Но Старый Свет опоздал, самураи, отдав технический фронт, переиграли европейцев на маркетинговом. Первым их козырем стала дешевизна продукции, а вторым…
Со вторым сложнее. Так "совпало", что именно формат VHS облюбовали видеопираты. Они стремительно насыщали американский и европейский рынки нелегальной кинопродукцией, в том числе порно - в этом сегменте произошел настоящий всплеск.
Активность пиратов забила последний гвоздь в гроб конкурентов "высокого стандарта" от JVС, и европейским компаниям не осталось другого, кроме как начать выпускать технику под VHS.
Такая недолгая жизнь
Ирония судьбы, но пираты сыгравшие (по слухам, разумеется) заметную роль в становлении VHS, его и похоронили.
Китай эра видео миновала - с аудиокассет страна сразу ушла на CD. Сначала аудио, затем видео. Китайцы практически не производили кассетной видеотехники, их индустрия в массовом порядке начала выпускать проигрыватели под компакт-диски, а вскоре и под DVD.
В Европе, США и России развитию нового формата мешала дороговизна носителей - диски с фильмами стоили слишком дорого - от $30 до $60. В Поднебесной никогда не заморачивались такой мелочью, как авторские права, и очень скоро китайские пираты наводнили нелегальными CD и DVD весь Азиатско-Тихоокеанский регион.
По оценке Интерпола, в начале 2000-х годов объем пиратского рынка CD-DVD в АТР превосходил в денежном выражении рынок наркотиков. Затем пиратские DVD начали триумфальное шествие по миру.
Нельзя сказать, чтобы производители техники были слишком уж опечалены этим. То есть, конечно, представители компаний произносили гневные речи, призывали к борьбе с пиратами и даже выдумывали технические препоны для нелегальной продукции. Например, "зонирование", когда на DVD-проигрывателях, продаваемых в Европе можно проигрывать только диски, выпущенные в Европе. Однако как поясняли в неформальных беседах технические специалисты компаний, вся эта прошивка устранялась буквально одним поворотом отвертки. По крайней мере, вся DVD-техника, продаваемая в России была мультизонной, а массовым продажам DVD-проигрывателей предшествовало не менее массовое поступление на рынок дешевых пиратских носителей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции