Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Обеспечить безопасность пассажиров можно, только ужесточив систему контроля за гражданами, их багажом, сотрудниками транспортных компаний и работниками "объектов транспортной инфраструктуры", то есть вокзалов, автостанций, аэропортов. Такой вариант подхода к безопасности предложили депутатам Госдумы на парламентских слушаниях 10 марта представители МВД и ФСБ. Но сделает ли тотальный контроль переезды более безопасными?
После теракта в международном аэропорте "Домодедово" 24 января 2011 года (погибли 37 человек) проблема обеспечения безопасности на транспорте взята под особый контроль руководства государства. Президент Дмитрий Медведев лично проинспектировал систему безопасности на Киевском железнодорожном вокзале столицы и в московском метро. И выяснил, что транспортные узлы по-прежнему мало защищены от возможных терактов.
Пассажиров поставят в рамки
Посягательства злоумышленников на объекты транспортной инфраструктуры, в том числе и попытки проведения терактов, за последние три года увеличились в 5 раз, заявил замглавы Минтранса Андрей Недосеков. Так что проблемой транспортной безопасности пришлось бы заниматься, даже если бы теракт в "Домодедово" не состоялся.
"Мы считаем, что систему безопасности на железнодорожном и автомобильном транспорте необходимо построить по принципам, аналогичным тем, что существуют в аэропортах", - такое решение проблемы предложил начальник главного управления на транспорте МВД России Дмитрий Шаробаров.
Это означает, что при входе в железнодорожный, речной вокзал или автостанцию охранные структуры (их Минтранс предлагает наделить такими же полномочиями, как и транспортную милицию) должны будут досмотреть багаж и ручную кладь, а самому человеку придется пройти через рамки металлоискателя. Отказавшихся от досмотра пассажиров могут не пустить в поезд или автобус.
Смотреть фотоленту "Усиление мер безопасности на Московском вокзале в Санкт-Петербурге" >>
Правда, в том же "Домодедово" рамки металлоискателя есть и на входе в здание аэровокзала, и на выходе из него. Просто до теракта эти рамки пустовали, и граждане попадали в здание без всякого досмотра. Видимо, власти просто не считали вероятность теракта высокой. Хотя, если бы производился сплошной досмотр на входе в здание аэропорта "Домодедово", смертник мог взорвать себя в толпе досматриваемых, а не встречающих. Резонанс и количество погибших при этом вряд ли были бы меньшими.
Оборудование рамками каждого крупнейшего вокзала, как подсчитали в Минтрансе, обойдется в 165 млн рублей. Они будут получены, в том числе, за счет повышения стоимости билетов. Сейчас в России около пяти тысяч вокзалов, из них крупными считаются примерно три десятка. Еще 400 тысяч объектов относятся к "объектам транспортной инфраструктуры" (например, небольшие станции), оборудование которых теми же рамками невозможно: слишком дорого оно обойдется. К тому же, придется увеличивать штат работников, следящих за пассажирами (а летом, кстати, это многочисленные дачники) и их багажом.
Беззащитный паспорт
Паспорт может стать необходимым документом при переезде из города в город на междугороднем автобусе. Замруководителя службы экономической безопасности ФСБ РФ Сергей Чернышев предложил продавать билеты на автобусы междугороднего сообщения только при предъявлении удостоверения личности. Кроме того, по словам представителя ФСБ, на автостанциях должны появиться базы данных для проверки людей, покупающих билеты. Приобрести систему, создать и вести базу данных транспортные компании должны будут за счет собственных средств.
Но вряд ли эта мера испугает злоумышленников.
Покупка российского паспорта, судя по многочисленным предложениям в интернете, дело быстрое и недорогое. Масса фирм, которые предлагают сделать паспорт за семь дней и 15-20 тысяч рублей.
"Вам необходимо предоставить фотографию и данные, на который будет выписан общегражданский паспорт", - сказал РИА Новости по телефону работник одной такой конторы. Прописка в Москве или области - приятный бонус.
В двух других фирмах за "полностью легальный паспорт, который пройдет любую проверку", потребовали уже 80 тысяч и 250 тысяч рублей. Срок готовности - от 5 до 10 рабочих дней. При этом все продавцы подчеркивают: паспорта легальные и даже зарегистрированы в базе Федеральной миграционной службы.
Впрочем, если документ окажется поддельным, вряд ли кассир, продающий билет на автобус, сможет это определить без спецоборудования и спецподготовки.
Получается, что без уничтожения бизнеса по торговле различными документами, в том числе и паспортами, предложение ФСБ продавать билеты исключительно по паспорту и ввести административную ответственность за использование фальшивых документов во время перевозок не только для пассажиров, но и для перевозчиков, может быть весьма спорным.
МВД предлагает прописать в законодательстве ответственность для транспортных компаний, в том числе и лично водителей междугородних автобусов и проводников поездов, которые перевозят пассажиров без билета.
Правда, эта мера позволит лишь повысить выручку самих транспортных компаний: все законопослушные водители будут продавать билеты вошедшим на остановках пассажирам, а не складывать купюры в свой карман. Сами же граждане потеряют возможность сэкономить часть стоимости билета, как это нередко бывает сейчас при оплате проезда в руки водителю. Но поездка вряд ли станет более безопасной. Те, кого разыскивают спецслужбы, борющиеся с терроризмом, не купят билет по настоящему паспорту в кассе автовокзала. Тем более, что есть масса способов добраться в нужный город, например, на электричках, об особом контроле за пассажирами которых пока никто не говорит.
Чтобы проезд в транспорте (точно так же, как и посещение концерта, футбольного матча или даже обычной школы) стали мероприятием малоопасным, необходимо хотя бы активизировать работу спецслужб, повысить ответственность должностных лиц и побороть тотальную коррупцию, когда за взятку можно купить бланк паспорта, пройти в закрытую зону аэропорта или откупиться от милиционера. В противном случае россияне обречены чувствовать себя беззащитными в поездках.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции