Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Женский праздник в искусстве все еще длится: театральные и кинопремьеры воспевают роковых женщин, в Доме музыки выступают бразильские красавицы. И все же это не победа феминизма. Искусство смотрит на дам томным мужским взглядом.
Призрак мюзикла: неяркий бенефис Кидман и Крус
Торт с розочками и застывшим кремом, манящий, но невкусный – вот досада! Так и мюзикл Роба Маршалла "Девять". Картина, собравшая кинодив США и Европы – Николь Кидман, Пенелопу Крус и Софи Лорен, в зарубежном прокате шла почти полтора года назад, а у нас почему-то – только 3 марта. Фильм оказался красивым, но приторным.
Тесто замесили на "Восьми с половиной" Феллини, бродвейском мюзикле "Девять" по мотивам этой ленты, "Восьми женщинах" Франсуа Озона, "Чикаго" самого же Маршалла и "Мулен Руже" База Лурманна. Но испекся искусственный торт с эмульгаторами и отдушками.
Исследователь женской души и плоти, мифов и снов о женщинах, Феллини, наверное, понял бы Маршалла как мужчина. А как режиссер – вряд ли. Маршалл хотел снять фильм о пресыщенном режиссере Гвидо (роль Марчелло Мастроянни унаследовал Дэниел Дэй-Льюис), который запутался в реальных и мысленных отношениях с женщинами и не знает, о чем снимать кино, а в результате сам снял ленту в стиле гламурного журнала. То есть много глянцевых картинок ни о чем.
Нелегко приходится режиссерам под сенью девушек в цвету. Ни Гвидо, ни Роб Маршалл не смогли совладать со звездами. А их целое кабаре.
Пенелопа Крус, Николь Кидман, Ферджи, Марион Котийяр и другие дивы танцуют знойно, как половецкие девушки в "Князе Игоре", и поют сладкоголосо, как коварные сирены, - так, что надо бы заткнуть уши. Феллиниевские женщины – от проституток до муз и матерей – вовсе не были так однообразны. Но многоликость – отнюдь не главное в нынешнем искусстве. В кинопочете сейчас клоны и клоны клонов – римейки всех мастей.
Во всем виноваты женщины
Где мужчины встречают девушек своей мечты? Везде. Однажды кандидат в конгрессмены Норрис осрамился на вечеринке. Надо бы перед выборами публично покаяться, решил он. Зашел перед выступлением в туалет – и нашел там свою судьбу, чаровницу Элизу.
И все было бы у парочки хорошо, "но тут примчались санитары", то есть ангелы в одежде яппи, и стали препятствовать. И герой начал бегать наперегонки с судьбой – в фантастической то ли мелодраме, то ли комедии "Меняющие реальность" Джорджа Нолфи с Мэттом Дэймоном и Эмили Блант в главных ролях. Лента в прокате с 3 марта.
Почему мелодрама? Потому что мы имеем дело со вздохами и слезами. Почему комедия? Потому что в ней одна ситуация нелепее другой. Всерьез их воспринимать невозможно.
А когда смотришь на Мэтта Дэймона в новой роли, не можешь отделаться от мысли: как это бывший агент ЦРУ Джейсон Борн забыл все свои предыдущие успехи и снова вступил в бессмысленную схватку? Во всем, наверно, виновата женщина. Так повелось со времен Адама. Опасайтесь любви, дорогие мужчины. Избегайте неумной фантастики, любимые актеры.
Загадка Мэрилин Монро
Платиновые кудри, алый рот, брови домиком, томные глаза со стрелками… Такой помнят Мэрилин Монро женщины. Такой ее запечатлел король поп-арта Энди Уорхол. Мужчины по сей день влюблены в секс-символ 1950-х – начала 1960-х и вспоминают формы, походку и раскованность Монро. "Персона. Мэрилин" - такой спектакль варшавского Драматического театра привез в Москву на театральный фестиваль "Золотая маска" режиссер Кристиан Люпа.
Польский мэтр режиссуры инсценировал дневники Монро, попытался вскрыть их подтекст, увидел в Мэрилин райскую птицу, бьющуюся о прутья золотой клетки. Монро мечтала сыграть героиню Достоевского, а ей предлагали лишь "стразовые" роли блондинок без комплексов. Какова на самом деле Норма Джин Бейкер, переименованная кинематографом в Мэрилин Монро?
Кристиан Люпа бережно ведет свое любовное исследование и рассказывает драму актрисы и женщины, ставшей заложницей своего киноамплуа.
Бразильское кабаре в Москве
13 марта в Московский Международный дом музыки толпами пойдут мужчины – любоваться бразильским шоу "Tambor de saia". Великолепная семерка энергичных латиноамериканок в цветастых юбках споет, станцует и разожжет в зале страсти.
Коллективу всего два года, в мире его пока мало знают. Первый концерт ансамбля – "Тропой метиса" - прошел в Барселоне летом 2009 года. Нынешний концерт в Москве – энциклопедия бразильского фольклора. В ней есть и элементы бразильского карнавала с его чувственным драйвом.
Женщины тешат себя мыслями о самоценности и независимости. Тем временем мужчины любуются их красотой, упоенно слушают их песни и пританцовывают вместе с ними. Как говорится в "Признании" у Пушкина: "Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад…".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции