Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Минувшая неделя из-за переноса праздников выдалась на один рабочий день длиннее. И на первое место по рейтингам у столичной аудитории вышло НТВ. Оно умеет скрашивать досуг простым постсоветским зрителям в первую очередь именно по будням.
Повивальная бабка ТВ
Боевик Владимира Янковского сделан крепко. На экране полный "джентльменский" набор из драк, погонь, перестрелок, захвата и освобождения заложников и прочих непременных элементов боевика. Неискушенному зрителю разобраться, кто тут хороший, а кто плохой, не так-то просто. Большинство персонажей отличает мрачная, небритая физиономия и захлестывающая экран агрессия. Аудитории как бы намекают, что те, уже давние времена беспредела, слава богу, остались в прошлом. Действительно, современный бандит в телевизоре выглядит более цивилизованным и где-то даже утонченным.
Насилие – вообще одна из излюбленных тем современного телевидения. Питательная среда, из которой она черпает свои сюжеты. В кино ли, новостях или специфических программах типа "Битвы экстрасенсов" на ТНТ.
Спору нет, передача эффектная. Вот очередной экстрасенс рассказывает матери погибшей девушки, что ее дочь убили. И красочно показывает как. В ответ мать падает без чувств. Товарищ с паранормальными способностями деловито сообщает: девушке была уготована такая судьба. Его коллега не согласна, считая, что это не судьба, а последствие родового проклятия. На что экстрасенс пренебрежительно отмахивается: "Жуть нагоняет". И в этом он, безусловно, прав. Если брать программу в целом.
Не для слабонервных
Второе почетное место заняли Джулия Робертс и Ричард Гир в нестареющей киносказке для взрослых "Красотка". В преддверии 8-го марта зрители, а точнее, зрительницы Первого канала из всего предпраздничного контента наиболее активно смотрели именно эту красивую мелодраму из жизни современных Галатеи и Пигмалиона.
Те же, кто хотел развлечься иным образом, выбрали, судя по всему, юмористическую программу Евгения Петросяна и К "Кривое зеркало" ("Россия 1"). Очередной выпуск передачи был посвящен другой сказке – "Золушке", где все роли исполняли мужики в годах, облачившиеся в женские платья. Зрелище, честно говоря, не для слабонервных.
Странное дело, вроде бы талантливые по отдельности артисты. Музыкальные, артистичные, даже обаятельные. А вместе, в ансамблевом исполнении, получается пошловатый балаган для невзыскательных зрителей.
Подобное ощущение осталось и от программы "Закрытый показ" (Первый канал), в котором Александр Гордон представил весьма странный фильм "Кошечка" режиссера Григория Константинопольского. Своего рода киноальманах о нескольких неудачниках, которых изображали Михаил Ефремов, Александр Стриженов, Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин. Вычурные эротические переживания героев вкупе с физиологическими подробностями их фобий напоминали кунсткамеру. Впрочем, эпатаж – часть программы. Она априори задумана как антирейтинговая, антимассовая. Своего рода отдохновение от дневного "народного" канала.
Царицы и короли эстрады
Четвертое место у программы "Русские сенсации. Примадонна. Битва за счастье" – продолжение саги о романе Пугачевой и Галкина. Предыдущая "сенсация" называлась не менее слащаво - "Алла + Максим. Исповедь любви".
С кем же Пугачева ведет битву за счастье? Кто может отобрать у нее популярного пародиста, которого Кристина Орбакайте непочтительно называет Максим Алкин? Тайна сия велика есть. Претенденток нам не показывают.
В основном все сводится к восхвалению дуэта и легкому подшучиванию над бывшим мужем Пугачевой Киркоровым. При этом авторы не пожалели для действующих персонажей высокопарных эпитетов. Тут и "царица эстрады", и "король поп-сцены", и "правящий тандем" и даже "лучшие символы Олимпиады-2014". Так и вспоминаешь султана из кинофильма "Волшебная лампа Аладдина" с его бессмертной фразой: "Почему нас не восхваляют?"
Были в "фокусе" и совсем другие женщины. Отмечу документальный фильм Ирины Смирновой "Ия Савина. Гремучая смесь с колокольчиком" (Первый канал). Лента, подготовленная к юбилею прославленной актрисы, получилась неожиданно исповедальной. Ия Сергеевна как будто позволила заглянуть себе в душу. Рассказав не только о тяжелом детстве, но и о "лаборатории личных переживаний" – ее сын Сергей родился с синдромом Дауна.
Интересным получился и "Творческий вечер Елены Яковлевой" на канале "Россия К". Народная артистка России больше часа "держала" у экрана, отвечая на вопросы зрителей и вспоминая эпизоды творческого пути. Легко, с большим чувством юмором и деликатно по отношению к коллегам.
Как говорится, все познается в сравнении.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции