Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Одни врачи лечат Интернет-зависимость, точнее, ее последствия – в том числе шизофрению – электросудорожной терапией. Другие врачи даже не считают бесконечное барахтанье в кибер-море болезнью. Интернет-аддикции нет в международных списках заболеваний. А виртуальная жизнь уже поглотила в России 2% пользователей (прежде всего людей 17-19 лет), став для них основной реальностью. Учите детей безопасному поведению в Интернете, посоветовали эксперты по Интернет-зависимости на круглом столе в РИА Новости.
Детки в клетке
В сети вязнут те, кто предрасположен к зависимости, говорит психиатр, старший научный сотрудник Московского НИИ психиатрии Росздрава Виталина Бурова. Если бы эти юноши и девушки не заболели Интернетом, они стали бы наркоманами или жертвами казино. И вот собирательный образ пациента: низкая самооценка, плохой самоконтроль, неумение общаться и стойко переносить жизненные трудности. Погружаясь в Интернет, такие люди попросту бегут от проблем реальности и находят удовольствие в киберпространстве.
Интернет-зависимость – явление недостаточно изученное, однако симптомы ее определены. Количество проведенных в виртуале часов – далеко не абсолютный критерий. Во Всемирной паутине для детей есть обучающие программы, много увлекательных и познавательных сайтов. Своя страничка в Интернете может быть профессиональным стартом, началом карьеры. Хотя даже конструктивные отношения с Интернетом нужно ограничивать, подчеркивают психологи. Интернет без берегов засасывает, как трясина.
Куда более явные симптомы Интернет-болезни (cyber disorder) таковы: рассеянность, потеря интереса ко всему, кроме компьютера, тревожность, депрессия, плохой сон и аппетит. Самые тяжелые случаи – обострение на фоне Интернет-зависимости любых психических расстройств – от амнезии до шизофрении. Врач назначит симптоматическое лечение – пропишет антидепрессанты, снотворное или препарат для улучшения мозгового кровообращения. Но самой проблемы зависимости от "сети" медикаментозное лечение не решит.
"Паутинная" болезнь – проблема семейная. Это вопрос отношений ребенка с родителями, подчеркивает Виталина Бурова. Очевидно, что родители должны знать, на каких сайтах зависает ребенок и почему. Плюс – в идеале старшему поколению нужно уверенно плавать в Интернет-море, совершенствовать компьютерные знания, говорят психологи.
Однако запретительная терапия – например, блокировка сомнительных сайтов (китайский способ профилактики киберзависимости) – надежно работает далеко не всегда.
Более того, родительская гиперопека может сыграть такую же плохую роль, как и недостаток внимания: из чувства протеста ребенок захочет бродить по сети, как ему заблагорассудится. Единственный способ уберечь свое чадо от Интернет-болезни абсолютно универсален: это взаимное доверие детей и родителей, умение понять и выслушать друг друга.
Безопасное одиночное плавание
"Никогда не разговаривайте с незнакомцами", - учат родители детей. Этот принцип безопасности на улице нужно перенести и на Интернет, убеждена Елена Белинская, профессор кафедры социальной психологии МГУ.
Принцип самозащиты в Интернете и аккуратности в контактах мог звучать бы так: не раскрывай в сети душу перед незнакомцами, не вступай в сомнительные сообщества, не заходи на сайты-ловушки. Ребенок должен усвоить эти правила и научиться критически относиться к Интернет-реальности. И чем раньше, тем лучше. Например, уже в начальной школе, считает профессор Белинская.
Китайская медицина
В Китае, где существуют специализированные клиники для лечения Интернет-зависимости (в России таких профильных клиник нет), практикуются и самые мягкие способы лечения болезни – например, взаимное обучение здоровому образу жизни, и жесткая терапия – в трудовых лагерях, с наказаниями. Одно время распространенным способом лечения была электросудорожная терапия. Со временем ее ограничили. Но если есть показания, больной устойчив к терапии, то приходится применять и этот способ, комментирует Виталина Бурова.
Есть ли у Интернет-зависимости восточный и западный варианты? Есть, считает Александр Войскунский, завлабораторией психологии интеллектуальной деятельности и информатизации факультета психологии МГУ. В Китае, Японии, Республике Корея взрослые и дети готовы выстаивать очередь, чтобы только купить новейший гаджет, внимание к компьютерной моде и Интернету очень велико.
"Интернет-зависимость – и в Африке зависимость", - возражает Виталина Бурова. И это психическое и социальное заболевание надо врачевать. Случаев излечения – 70-80%. Правда, и редицивы нередки – особенно в том случае, если ребенку по-прежнему не хватает родительского внимания.
Общение нон-стоп
Современный человек превращается в "круглосуточный магазин", в который так и идут посетители, жаждущие коммуникаций, говорит Елена Белинская. "У нас появился внутренний страх – остаться без мобильного телефона или компьютера хотя бы на короткое время", - замечает она.
Что это: боязнь одиночества и забвения, поиск замены традиционному общению, жажда новой информации и ощущений? Вероятно, и то, и другое, и третье. В любом случае, Интернет превратился в повседневную реальность, с которой нужно уметь ладить. И не позволять собой манипулировать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции