19 февраля в рижском кинотеатре Kino Citadele во время просмотра фильма "Черный лебедь" 27-летний докторант юрфака Латвийского университета Николай Зыков из пистолета Glock сделал четыре выстрела в 42-х летнего руководителя Отдела по управлению активами и пассивами, а также заместителя начальника Отдела управления ресурсами банка Citadele Айгарса Эгле. Айгарс Эгле погиб.
В первых же сообщениях прессы был ясно указан мотив конфликта и последующего преступления - ссора между мужчинами случилась из-за "попкорна" и громких комментариев по поводу происходящего на экране.
Убийство в кинозале само по себе киногенично. Тем более, когда на экране триллер Даррена Аронофски. Китайский интернет-портал Apple Daily практически сразу сделал сюжет на эту тему с мультфильмом в обрамлении кадров "Черного лебедя". Компьютерная анимация телевизионного качества демонстрирует зрителю, как опоздавший на сеанс молодой человек усаживается на свое место и начинает есть попкорн. Хруст попкорна оскорбляет соседа-любителя высокого искусства. Начинается перепалка, которая завершается серией выстрелов. Скорбно качающиеся головы врача и медсестры, характерный медицинского происхождения писк остановившегося пульса - финал истории. Любитель попкорна погиб.
Как выяснилось позже, все было ровно наоборот. Это Зыков со своей спутницей на 10 минут опоздал на сеанс и ел чипсы (а не напрашивающийся символ бескультурья попкорн), шелестя пакетом. Эгле сделал ему несколько замечаний и, судя по словам очевидцев, отнял пакет.
Редакторы сайта оказались в плену стереотипов. Так же как и я, признаюсь честно. Когда пробегаешь глазами новость, конечно, представляется "китайский" сценарий. Мы подбираем "герою" новости "благородную", или стилистически верную, или просто понятную по первому плану мотивацию. А если вдруг все переворачивается с ног на голову, тут же появляется новое "штампованное" объяснение. С учетом новых обстоятельств, происшествие в кинозале снова видится столкновением "быдла" с ценителем искусства. Только теперь "ценитель" - жертва.
Между тем это был, скорее, конфликт двух мужчин, а не хама и интеллектуала. Эгле - старше. Пришел с взрослой дочерью. Человек серьезного статуса и прочного положения, он посчитал себя вправе сделать замечание юному невеже. Зыков в присутствии своей девушки, наверное, был не склонен выслушивать замечания, сделанные менторским тоном.
Китайские аниматоры уложили историю в пять кадров и десяток секунд. В реальности она пунктиром развивалась практически с начала фильма Аронофски и до самых титров. Жизнь снова оказалась сложнее кино. И третий акт, кульминацией которого стала смерть человека, прописан совсем не так четко и однозначно, как в китайском мультфильме. Кто первым оскорбил? Кто напал первым? Стрелял ли Зыков в состоянии аффекта или опьянения? Ждем ответов из суда.
Тем временем в резиденции "Барвиха" накануне 8 марта "многодетные матери пожаловались президенту на множество негатива в кино, на телевидении и в Интернете". В частности, мать девяти детей Альбина Дзолбаева из Северной Осетии сказала конкретно: "Нужно вырывать сорняки, которые мешают растить наши цветы".
На что президент Медведев резонно ответил: "Запрещать все нельзя, и не всегда это помогает. За воспитание детей ответственны прежде всего родители и школы, а для тех, у кого дети часто сидят в Интернете, могу посоветовать программы по фильтрации негативного контента".
Видимо, Альбина Дзолбаева не слышала или не сделала выводов из выступления Дмитрия Медведева в честь 150-летия отмены рабства на конференции "Великие реформы и модернизация России". Президент сказал: "Нельзя откладывать свободу "на потом", не надо бояться свободного человека, который каким-то неадекватным образом распорядится своей свободой. Это путь в тупик".
Даже если это политтехнологическая риторика и электоральная игра - слова-то хорошие, нужные. Самое время поднять на щит такой девиз. Но как не обмануть ожидания Альбины Дзолбаевой? Ведь путь к свободе не устлан лепестками садовых роз. Свобода подразумевает и свободу сорняков. Нужна ли такая свобода матери-героине? Да, если подумать о том, что в чьих-то глазах один из ее любимых цветков может оказаться сорняком. Да, если вспомнить о том, сколько раз разделение людей, идей на "культуру" и "сорняки" приводило к катастрофе. Да, если понимать, что свобода - право детей быть уникальными, не такими как все, особенными.
Легко указывать на сорняки. Но не исключено, что причиной трагедии в рижском кинотеатре стало праведное желание выполоть очередной сорняк. И совершенно точно фильм "Черный лебедь" не является виновником смерти своего зрителя, хотя для некоторых матерей это и есть тот самый "негативный контент", "сорняк".
Свобода - не прополка сорняков. Свобода - наша защита от самодеятельных огородников. Пока Альбина Дзолбаева оставляет за собой право размечать участки для прополки, никакой свободы не наступит. Откладывать свободу "на потом", правда, невозможно. Она либо есть, либо ее нет. Свобода нужна сейчас. Свобода растений в рамках закона.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции