Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Незаменимых людей, как известно, не бывает. Но и заменимых, увы, тоже. Зияющую дыру, которая образовалась когда-то с уходом Андрея Миронова, за эти десятилетия так никто и не смог заполнить. 8 марта всенародно любимому артисту исполнилось бы 70 лет.
Любимец зрительниц
По некоторым данным, будущий народный артист России родился 7 марта. Однако родители решили сделать своеобразный подарок женщинам, записав новорожденного следующим днем. И они не ошиблись. "В Андрюшу влюблялись все с первого взгляда. У него был внутренний дар располагать к себе людей", - скажет позже актриса Лариса Голубкина, вторая жена Миронова.
Впрочем, обаяние и талант артиста, ставшие впоследствии его визитной карточкой, были лишь надводной вершиной айсберга. В основе его успеха лежала кропотливая каждодневная работа. Не только над ролью, но, прежде всего, над самим собой.
Из полноватого, несколько неуклюжего мальчика из интеллигентной семьи, обожающего мороженое и значки, Миронов постепенно "вылепил" не просто большого актера, но, в первую очередь, личность с твердым внутренним стержнем. И зрители, особенно зрительницы, это сполна оценили.
Аристократ духа
Кинематограф, как, впрочем, и театр, более охотно эксплуатировал мироновский комедийный дар, нежели драматические способности артиста. И, надо отметить, в большинстве работ не ошиблись. Например, ловкий прохвост Дима Семицветов из рязановского "Берегись автомобиля" был сыгран Мироновым настолько ярко и точно, что и сейчас, в эпоху развивающегося капитализма, является фигурой весьма злободневной. Любопытно, что, по признанию Рязанова, персонаж был едва прописан сценарно.
Нельзя не вспомнить и другую великолепную роль - контрабандиста Геши Козодоева в гайдаевской "Бриллиантовой руке". Впоследствии этот персонаж был даже скульптурно увековечен в Новороссийске, где Геша изображен идущим по морю, держа палку с нижним бельем Лелика (сыгран в фильме Анатолием Папановым).
Характерно, что Леонид Гайдай отметил внутренний аристократизм молодого актера. В фильме Козодоев носит кличку Граф, а в сцене, когда нарочито быдловатый Лелик отбирает у подельника бутылку со словами "Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты", мы понимаем, кто из них кто.
Можно по-разному относиться к прошлому. Например, вспомнить, что 1968 год - время, когда советские танки раздавили "пражскую весну". А можно - что в этот год зрители увидели "Бриллиантовую руку", где Миронов исполнил замечательную песню "Остров невезения". Вместе с песней про зайцев, которым все равно (ее спел Юрий Никулин) - это прекрасный памятник той эпохе.
Мастер любых жанров
Если главная и последняя театральная роль Владимира Высоцкого - Гамлет, то у Андрея Александровича, безусловно, это Фигаро. Дуэт с Валентином Гафтом в роли графа Альмавивы в конце 1960-х стал событием театральной Москвы. И свой последний спектакль в жизни Миронов тоже сыграл в образе этого умного, веселого, неунывающего человека. Уже в дуэте с Александром Ширвиндтом. Слава богу, сохранилась запись этого телеспектакля, благодаря чему зрители могут снова и снова наблюдать за игрой любимого артиста.
Благородный маркиз Шиловский из "Достояния республики", ветреный Леонидас Фадинар из "Соломенной шляпки", Селестен, он же Флоридор из "Небесных ласточек", министр-администратор из "Обыкновенного чуда", Остап Бендер из "Двенадцати стульев"… Эти кинороли вновь и вновь с удовольствием смотрят зрители разных поколений. Каждая - маленький шедевр, созданная на основе сплава артистизма, музыкальности и трагикомического магнетизма Миронова.
Трудно припомнить другого столь многосторонне одаренного актера, который бы превращал почти каждый фильм или спектакль в зрелище. В рязановской ленте "Приключения итальянцев в России" Андрей Миронов не только сыграл роль капитана милиции, но и исполнил без каскадеров несколько опасных трюков.
В частности, висел на разведенном ленинградском мосту над рекой на высоте 15-этажного дома и первым пошел на контакт со львом Кингом, которого боялись многие участники съемочной группы.
Одноплановый
К сожалению, драматических ролей в багаже у Миронова не столь уж много. Сказалась инерция мышления режиссеров. Но те, что состоялись, и сейчас смотрятся с большим интересом. Например, его трагически нелепый Грушницкий в телеспектакле Анатолия Эфроса "По страницам дневника Печорина" ничем не уступает инфернально мизантропическому Печорину в исполнении Олега Даля.
Трудно забыть и еще две его кинороли. Неожиданные для привычного всем Миронова - чудака и неудачника Павла Фарятьева в "Фантазиях Фарятьева" Ильи Авербуха и литератора Ханина в ленте Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин".
К сожалению, "серьезные" режиссеры практически не видели его в своих работах. И не случайно сам Миронов как-то сказал в одном из интервью, что "с точки зрения открытия в себе новых возможностей кино мне мало что дало... В театре я используюсь в самых разных планах. В кино - пока очень однопланово".
И это очень жаль. Поскольку, как заметила Фаина Раневская, сняться в кино - это, в отличие от сиюминутности театра, плюнуть в вечность. Судьба, увы, отпустила Миронову не очень много времени.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции