Неделя сыропустная (Масленица) завершается Прощеным воскресеньем. В этот день православная церковь вспоминает библейское сказание об изгнании Адама из рая. В 2011 году Прощеное воскресенье, предшествующее Великому посту, приходится на 6 марта.
Первой заповедью, данной человеку Богом, было беспрекословное послушание, поскольку повиновение есть главная обязанность души, признающей своего Создателя. Человек был сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. В нем изначально заложена ценность творения. Но, сорвав плод с древа познания, совершив грех непослушания, человек утратил свою природу. Грех, совершенный Адамом, стал причиной изгнания его из рая.
В день Прощеного воскресенья после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми. Настоятель храма испрашивает прощения у духовенства и народа словами: "Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". После этого он кланяется до земли, народ отвечает ему земным поклоном со словами: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных". Священник произносит "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас".
Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: "Бог простит", прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца. В конце службы во многих храмах поются песнопения Пасхи ("Воскресения день", оканчивающееся словами "простим вся воскресением"), напоминая о том, что пост - это путь к Пасхе, которая уже близко.
В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, кланялись в ноги и ожидали отпущения троекратным поцелуем в уста, а на слове "Прости меня", отвечали "Бог простит, и ты меня прости". Обычай просить прощения в конце Масленицы олицетворяет духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.
Обычай просить прощения помогал ощутить переход к духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к себе.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников