Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
В субботу 5 марта, в очередную годовщину смерти Иосифа Сталина, группа товарищей, представляющих партии и движения национал-патриотической и коммунистической направленности, возложила цветы на могилу своего кумира, расположенную возле кремлевской стены. Это, казалось бы, рядовое событие вызвало целый переполох в среде прогрессивной общественности, особенно в блогосфере.
Дело в том, что для рядовых граждан проход к кремлевской стене сейчас закрыт, потому что закрыт на профилактику мавзолей Ленина. Однако для участников акции, которая, кстати, носила название "Две гвоздики для товарища Сталина", сделали исключение. Их мероприятие было согласовано с комендатурой Кремля. И некоторые чрезмерно бдительные публицисты и блогеры увидели в этом признаки чуть ли не "ползучего сталинизма".
На самом деле, это давно отработанная и рутинная процедура. Вне зависимости от того, открыт или закрыт проход к стене, несколько раз в году туда пропускают небольшие группы энтузиастов для возложения цветов на определенные могилы. Это нормальная и цивилизованная практика.
Можно долго дискутировать по поводу уместности такого кладбища и некрополя на центральной площади столицы. Но пока там располагаются несколько сотен захоронений, закрыть к ним дорогу полноправным гражданам России было бы просто недемократично. И абсолютно неважно, чью именно могилу намерены почтить данные граждане, и каковы их политические воззрения. Это вопрос элементарной этики и гуманизма, а не политики.
В последнее время в общественно-политическом дискурсе сложилась весьма странная тенденция. Любое событие, связанное с именем Сталина, вызывает какой-то суеверный, языческий страх и трепет среди оппонентов, которые позиционируют себя как антисталинисты. Этим господам кажется, будто, например, от размещения портрета вождя народов на городском автобусе сразу "повеет тоталитаризмом".
Между прочим, деньги на "сталинобус", как они его называют, собирают те же самые активисты, которые организовали акцию с гвоздиками на Красной площади. Затея эта сугубо частная, никакого отношения к государственным структурам она не имеет. Коммунистическая партия официально зарегистрирована, есть у нас различные общественные организации левого толка. Нет ни малейшего резона запрещать им размещать портреты облюбованных ими политических деятелей прошлого. Это не противоречит ни закону, ни Конституции.
Да и не только в плюрализме дело. Реакция на акции сталинистов многих общественников, правозащитников, публицистов и блогеров, именующих себя демократами, проникнута подлинно сталинским, тоталитарным духом. В 30-40-е годы ХХ века было наложено жесткое табу на любые изображения Троцкого, Каменева, Зиновьева и других репрессированных большевиков. Такова была официальная политика.
Затем, после разоблачения "культа личности", точно так же были табуированы изображения Сталина, и само его имя пытались вычеркнуть из истории нашей страны. В этом не было ничего удивительного, так как Никита Хрущев, возглавивший борьбу со своим предшественником, мало чем от него отличался по менталитету. Он долго входил в ближайшее сталинское окружение и был убежденным коммунистом, то есть, категорическим противником любых проявлений "буржуазной демократии".
Но когда сегодня представители прогрессивной общественности вновь пытаются жестко табуировать любые упоминания и изображения ненавистного для них тирана и деспота, это выглядит просто карикатурно. Получается классическая иллюстрация к выражению "мертвый хватает живых". Причем особенно цепко дух товарища Сталина ухватил как раз тех, кто изображает из себя особенно яростных его противников.
До тех пор, пока они будут так сильно бояться покойного Иосифа Виссарионовича, нельзя будет говорить об истинном преодолении его наследия. Хотя бы в самих себе. А Сталин так и будет по-прежнему, как для сталинистов, так и для примитивных антисталинистов, "живее всех живых".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции