Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Какова наша современница в кино? Возьмите роли Елены Яковлевой и выведите среднее арифметическое. И складывается образ: нежная улыбка, горький опыт, ирония, воля и смелость. 5 марта Елене Яковлевой исполняется 50 лет.
Фильмография актрисы - мини-история нового кино
По фильмографии Елены Яковлевой можно изучать историю постперестроечного кинематографа. Вот "Интердевочка" (1989) Петра Тодоровского - одна из первых раскованных лент, о "работнице коммерческого секса", как куртуазно называют теперь проституток. Для Яковлевой это девятая картина. Первой была музыкальная комедия Юнгвальда-Хилькевича "Двое под одним зонтом" 1983 года.
Вот ленты с участием Яковлевой начала 1990-х - разоблачительные, беспросветные: "Черный квадрат" Юрия Мороза о махинациях генералов КГБ, "Воспитание жестокости у женщин и собак" Инессы Селезневой о вулканическом выбросе общественной агрессии.
А потом страна подсела на иглу отечественных телесериалов - поначалу неплохих, таких, как "Петербургские тайны" (1994) Пчелкина и Зобина. В этом фильме, где Яковлева сыграла соблазненную княжну, актеры еще демонстрировали традиционную русскую школу игры. Эту традицию актеры в разной степени перенесли в более поздний сериал "Каменская" (1999-2009) Юрия Мороза. Мыльная опера о женщине-следователе на 10 лет прижилась на телевидении - так велика страсть нашего кино к криминальной романтике.
Была и более отрадная киномода: режиссеры вдруг стали вспоминать о классике - Достоевском. В 2007 году Яковлева сыграла мать Раскольникова Пульхерию Александровну в сериале "Преступление и наказание" Дмитрия Светозарова. Она пошла по стопам Ванессы Редгрейв, сыгравшей эту роль в голливудской картине 2002 года. Оказалось, что Елене очень идут и возрастные роли. Она не боится выглядеть немолодо и немодно.
Чудеса перевоплощения, или Любите ли вы театр?
Яковлева часто играла решительных и принципиальных женщин. Таковы ее роли в фильмах начала 1990-х, такова и Настя Каменская - умная, энергичная. Но поначалу у Елены Яковлевой намечалась другая актерская траектория.
В мелодраме "Анкор, еще анкор!" (1992) Петра Тодоровского о жизни военного городка актриса сыграла женщину с провинциальным говорком, вульгарной пластикой и сомнительным шиком. Ее Аня Крюкова была не то чтобы совсем беспринципна (мужа она все-таки любит), однако же и не принципиальна - она частенько изменяет мужу ради его же карьеры. По духу Аня из "Анкора…" и интердевочка Таня Зайцева - близнецы-сестры. И их Яковлева сыграла так убедительно, что потом жаловалась: "Люди перенесли образ на меня, ассоциировали с персонажем".
К счастью, Елена Яковлева умеет быть на сцене очень разной: и простоватой, и изысканной, и рациональной, и бурной - и при этом правдивой. Это и есть дар перевоплощения, мечта любого актера.
Нынче актеры любят перевоплощаться в телеведущих. Одно время и Елена Яковлева вела передачу "Что хочет женщина?", участвовала в "Танцах со звездами". Для нее проекты себя исчерпали. А на вопрос "Что вы предпочитаете: театр, кино, телевидение?" - актриса обычно отвечает: "Театр. Все остальное - это способы соскучиться по театру".
Яковлева почти всю жизнь работает в "Современнике", в сплоченной команде Галины Волчек. Долго жить в одном театре всегда трудно, тем более, что актеров сейчас жестоко искушают антрепризы. И все-таки одно дело - однодневка, недолгий проект, а другое дело - репертуарный театр, долговечный, респектабельный, надежный. А если он еще и современный, то настоящих конкурентов у него не так много. Для Елены Яковлевой соперников у "Современника" почти нет.
Первая ее роль в "Современнике" была закулисная: в 1984 году выпускница ГИТИСа сыграла девушку, изнасилованную белогвардейцами, в "Днях Турбиных" по Булгакову. Яковлева кричала в театральном зазеркалье, не выходя на сцену. Видные (в прямом смысле слова) роли она получила в том же году. Например, сыграла разрушительницу родового гнезда Наташу в "Трех сестрах" Чехова.
Сейчас у Яковлевой немало великолепных ролей. Трудно соперничать с Людмилой Гурченко в роли Тамары в фильме "Пять вечеров" Михалкова, а Елене Яковлевой в театре это удается. Кого она только не играла: и кокни Элизу Дулиттл, и мятущуюся королеву Марию Стюарт ("Играем… Шиллера!"), и гордую неудачницу Варю в "Вишневом саде", и домашнего тирана Кабаниху в "Грозе".
Смотреть фотоленту "Современница" Елена Яковлева" >>
Когда воздают должное "Вишневому саду" с Мариной Нееловой в роли Раневской и вспоминают успех "Современника" на Бродвее, часто забывают о том, что каждая чеховская пьеса - оркестр, в котором персонажи, хотя и ведут свои партии, но постоянно аккомпанируют друг другу, аукаются.
В "Вишневом саде" все герои равноценны, и все похожи. И прожигатели жизни, и авантюристы - это "недотепы", говоря словами Фирса. Варя могла бы быть счастлива, да не получается. Ее крест - жертвовать собой. Когда Яковлева играет эту роль, драмой Вари проникаешься едва ли не больше, чем драмой Раневской и Гаева. И понимаешь: счастливая жизнь, по Чехову, постоянно ускользает от человека, ускакивает солнечным зайчиком.
Лилии для Елены: дань женственности
В 2007 году вышел фильм "Лилии для Лилии" Вадима Островского по сценарию Виктории Токаревой. Это, пожалуй, одна из лучших работ Елены Яковлевой.
Это история нашей умной, недоверчивой, разочарованной современницы. Ее женственность и мягкость - давно под угрозой исчезновения. Жизнь сама вытравляет эти "рецессивные" женские свойства, навязывая женщине мужской образ жизни, обязанности и взгляды.
Как говорит гендерный психолог Ольга Маховская, "сегодня в России не востребовано лучшее в женщинах".
И все-таки героиня Елены Яковлевой, Лилия Бурцева, сохраняет женскую душевную теплоту. И в этом она, очевидно, близка самой актрисе, о которой говорят, что ее волевой характер отлично сочетается с мягкостью и душевностью.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции