МОСКВА, 4 мар - РИА Новости. Генеральный конструктор КБ Сухого Михаил Симонов, скончавшийся в пятницу на 82-м году жизни, был одним из тех людей, кто удержал российскую авиационную промышленность от развала и деградации в 1990-е годы. Благодаря его усилиям российские военные самолеты до сих пор удерживают значительную долю международного рынка, считают его коллеги и эксперты.
"Симонов - это целая эпоха в отечественной авиации. Это был человек, обладавший видением перспективы и умевший пойти на риск ради будущего успеха. Созданные под его руководством боевые самолеты определили на многие годы облик российского военного авиастроения и вывели его на лидирующие позиции в мире", - сказал Михаил Погосян, президент "Объединенной авиастроительной корпорации", гендиректор компании "Сухой" и РСК "МиГ".
Советский и российский авиаконструктор, генконструктор ОКБ Сухого с 1983 года, Михаил Симонов участвовал в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолетов Су, но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27.
"Михаил Петрович сохранил уникальную школу Сухого, самую сильную конструкторскую школу страны, которая сегодня выходит на новые рубежи создания современной авиационной техники", - сказал глава ОАК.
Гордость Страны Советов
Конструкторское бюро под руководством Павла Сухого возникло в 1930 году как одно из подразделений ЦАГИ. В нем создавались истребители И-3, И-14, самолет РД, на котором Михаил Громов установил рекорд дальности полета по прямой, дальний бомбардировщик ДБ-2 и бомбардировщик ББ-1, позже получивший обозначение Су-2. Этот ближний бомбардировщик стал первым самолетом, который Павел Сухой запускал в серию уже в должности главного конструктора.
Однако настоящий взлет "фирмы" Сухого начался уже после войны, с началом эпохи реактивных боевых самолетов. Наряду с МиГами советские вооруженные силы получали истребители Су-9, Су-11, Су-15, Су-17.
В 1969 году был выпущен первый отечественный всепогодный ударный самолет - фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, в создании которого участвовал Михаил Симонов и который сих находится на вооружении ВВС России и ряда других стран. Еще через шесть лет в воздух поднимается первый советский серийный реактивный штурмовик, который до сих пор составляет основу армейской авиации России.
Но настоящим триумфом для фирмы Сухого становится тяжелый истребитель четвертого поколения Су-27, прототип которого совершил первый полет в 1977 году. Он сам и его "наследники" - Су-27УБ, Су-30, Су-32, Су-33 - стали основной ударной мощи не только российских ВВС, но и ряда других стран.
Именно эти самолеты позволили российскому военному авиапрому удержаться на плаву после развала СССР. Экспортные доходы помогли КБ Сухого впервые поднять в воздух истребитель пятого поколения.
"Русский самородок"
Михаил Симонов возглавил КБ Сухого в 1983 году, вернувшись в "родное" бюро после четырехлетнего пребывания на посту заместителя министра авиационной промышленности. Он успешно развивал семейство Су-27, создавал спортивно-пилотажные самолеты.
Военный эксперт Виктор Литовкин, ответственный редактор "Независимого военного обозрения", много общавшийся с Симоновым, в беседе с РИА Новости назвал конструктора "русским самородком".
"В конкуренции с такими же гениальными конструкторами, как он сам, он сделал те самолеты, которых до сих пор нет ни у одной другой страны мира", - сказал собеседник агентства.
По его словам, именно Симонов смог вытянуть свою "фирму" и весь престиж российского авиапрома после развала Советского Союза.
"Были тяжелые 1990-е годы, когда не было денег, когда КБ Сухого практически лежало на боку. Он сумел пробить бюрократию российскую, сумел продать впервые самолеты в Китай, заработать на этом, хотя там была огромная конкуренция с американцами. И благодаря этому - заработанным деньгам, он сумел создать самолет Су-30МКИ, Су-35, которыми наша страна будет гордиться не одно десятилетие, которые составляют основу обороноспособности нашего государства", - сказал Литовкин.
"Он был трудный человек, но открытый, с ним можно было говорить прямо", - вспоминает собеседник агентства.
Он отметил, что Симонов "поднял" не только военную авиацию: "Ведь все победы России на чемпионатах по пилотажу сделаны тоже на самолетах Симонова. На его самолетах совершаются уникальные кульбиты, акробатика, выигрываются чемпионаты мира".
Спортивно-пилотажные и тренировочные самолеты Су-29, Су-31, Су-31М, Су-26М3 были созданы под руководством Симонова в 1990-е и в начале 2000-х годов. Сейчас они активно поставляются за рубеж.
Посмотрите фотоленту "Боевые и пилотажные самолеты Михаила Симонова" >>
По словам Литовкина, Симонов не участвовал в создании "Суперджета", однако у него были очень интересные проекты гражданских самолетов, например, проект аэробуса "Русь" на 850 пассажиров.
Остались ли наследники?
Поколение конструкторов, на которых держались послевоенные советские авиационные "монстры" - "фирмы" Туполева, Ильюшина, Яковлева, Мясищева, Микояна - постепенно уходит. Все меньше и меньше новостей о разработках новых российских самолетов. Однако КБ Сухого продолжает развиваться.
"Их остались мало, мастодонтов, но где-то есть у них ученики, есть наследники. У Симонова есть ученики, которые продолжат его дело. К сожалению, это можно сказать не про все "фирмы", - говорит Литовкин.
"Но еще можно гордиться самолетами, подводными лодками, теми кораблями, которые создаются в нашей стране", - добавил он.