С.-ПЕТЕРБУРГ, 4 мар – РИА Новости. Атомный ледокол "Вайгач", пришедший в конце февраля из Мурманска в Финский залив для помощи в проводке застрявших во льдах судов, поможет судовладельцам существенно уменьшить затраты при вынужденном простое судов, считают эксперты.
В Финском заливе сложилась крайне тяжелая ледовая ситуация. Из-за прошедшей оттепели, сильного ветра и наступившего затем резкого похолодания в некоторых местах образовались льды толщиной до метра и более. На помощь ледоколам Росморпорта 26 февраля пришел атомный ледокол "Вайгач" (принадлежит ФГУП "Росатомфлот" ГК "Росатом"), который будет работать вместе с 11 дизель-электрическими ледоколами на Балтике как минимум до середины марта.
"Судовладельцы терпят убытки от простоя судов, но суммы издержек у всех различные. Если "Вайгач" может быстро и качественно осуществлять ледовую проводку, затраты от простоя уменьшатся. Администрация Большого порта Санкт-Петербург разумно обеспечивает судоходство в таких форс-мажорных обстоятельствах", - сказал РИА Новости ведущий аналитик компании "Финам" Дмитрий Баранов.
Кроме того, по его словам, определенные затраты из-за застрявших судов несут экспедиторы, у которых простаивают погрузочные терминалы в портах и истекают сроки перевозок.
В пресс-службе Санкт-Петербургского филиала ФГУП "Росморпорт" РИА Новости рассказали, что трудные зимы уже не раз были на Балтике, и глубокое промерзание ледовых каналов в данном случае – объективная ситуация.
"Сейчас все дизель-электрические ледоколы и атомоход "Вайгач" работают круглосуточно. Ледоколы Росморпорта сократили стоянки в порту до минимума, экипажи экономят воду, чтобы как можно реже возвращаться с рейсов", - рассказали в пресс-службе.
Глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов сообщил, что простой судна обходится его владельцу от 15 до 30 тысяч долларов в зависимости от его типа.
"Обычно такие вещи страхуются. Ледовая обстановка в Петербурге в феврале-марте не относится к категории форс-мажора, поэтому прибыли не будет у тех компаний, менеджеры которых не учли подобные риски", - рассказал Безбородов.
Аналогичные цифры РИА Новости назвал представитель компании "Балтик Шиппинг", у которой в Финском заливе простаивает судно "Электра", вышедшее из порта Санкт-Петербург еще 28 февраля.
"Судно стоит на балласте, ожидает ледокольной проводке. В том районе, где мы стоим, нам может помочь только "Вайгач" или дизельный ледокол Росморпорта "Капитан Сорокин". Расходы идут на топливо, питание экипажа", - рассказал представитель "Балтик Шиппинг".
Услуги атомного ледокола "Вайгач" по ледовой проводке судов – "первый случай в своем роде", сказал Безбородов, добавив, что на услуги такого рода вообще нет расценок.
По оперативным данным Штаба ледокольных операций администрации "Большой порт Санкт-Петербург", количество судов в Финском заливе, ожидающих ледокольной помощи, за минувшие сутки увеличилось на 17 единиц и составило 71 судно.
Капитан "Вайгача" Александр Скрябин сообщил в пятницу РИА Новости, что атомоход занят ледокольной проводкой парома "Принцесса Мария" из Хельсинки в Санкт-Петербург.