В новом выпуске программы "Осторожно, история" на радиостанции "Эхо Москвы" ведущие Виталий Дымарский и Владимир Рыжков говорят об отношениях России и различных военных союзов: России и НАТО, России и ОДКБ...
В.РЫЖКОВ: 25 февраля 1991 года были подписаны документы, которые упразднили военные структуры организации Варшавского договора, чуть позже в том же году были упразднены полностью и политические структуры Варшавского договора. На календаре, который мы сегодня разыгрываем, есть интересная цитата из "Меморандума ЦРУ" за 1990 год, за год до распада Варшавского договора. "Варшавский договор, как военный союз, по существу мертв, и советские усилия по преобразованию его в политический союз в конечном счете терпят неудачу". И дальше вывод: "Коммунистическое правление в Европе закончено и не будет восстановлено". Таким образом, в 1991 году Россия вышла из Варшавского договора.
В.ДЫМАРСКИЙ: Просто Варшавский договор прекратил свое существование.
В.РЫЖКОВ: Был распущен. Но ровно через год Россия и ряд стран СНГ создали организацию, существующую по сей день – в мае 1992 года появилась Организация договора о коллективной безопасности, ОДКБ.
В.ДЫМАРСКИЙ: Как обычно, содержательную программу мы начинаем с портрета Николая Троицкого, героем которого является маршал СССР, товарищ Язов.
Н.ТРОИЦКИЙ: Последний маршал СССР, Дмитрий Тимофеевич Язов, заслуживает огромного уважения как фронтовик-доброволец, хлебнувший полной мерой страшной и настоящей войны. Язов заслуживает снисхождения как министр обороны, попавший на эту позицию в самый неудачный момент: когда безумный немецкий летун проверил на ощупь советскую обороноспособность, а страна и армия пребывали в такой глубокой кризисной ситуации, что даже талантливый военачальник ничего с этим сделать не мог.
Наконец, Язов заслуживает горькой иронии как член бездарного ГКЧП. Возможно, он не называл себя "старым дураком", хотя слишком уж яростно задним числом опровергает сей факт, - но он, извините, им оказался. Путчи без армии не совершаются. Но в августе 1991 года наша армия к путчам была непригодна, и у нее был совершенно неподходящий командир, который только и мог, что ввести танки в столицу и заставить бронемашины метаться в бессмысленном броуновском движении по улицам и площадям.
Бестолковость маршала Язова сберегла немало человеческих жизней. Непонятно только, зачем он в это дурацкое бестолковое дело встревал, не имея ни знаний, ни способностей для государственного переворота. Да и чрезмерной склонностью к идеологии он не страдал. Вот и погорел.
Пришлось маршалу на 70-м десятке хлебнуть баланды в Матросской Тишине. В общем, бедняге не повезло. Ординарного, среднеарифметического, стандартного солдафона-вояку зашвырнули в большую политику как булыжник в омут, и неудивительно, что он потонул. Лучше бы завершил свои дни в райской группе генеральных инспекторов – да не каждому престарелому генералу и маршалу выпадает такое счастье.
В.ДЫМАРСКИЙ: У каждого свое видение человека, но у Троицкого есть одна содержательная мысль, касающаяся не только Язова - по поводу участия армия в путче.
В.РЫЖКОВ: Я частенько спорю с портретами Николая Троицкого, и это вполне нормально – мы говорим об исторических событиях, и могут быть самые разные интерпретации. Но с главной мыслью я вполне согласен - мне кажется, что действительно армия в российской политике - и 1990-х годов, и "нулевых", и, кстати, сегодня, и последние полвека, может быть, она, на мой взгляд, играет второстепенную, если не третьестепенную роль в нашей политике. И началось это с задвижки политической маршалов-победителей после 1945 года.
Полный текст и аудиоверсия передачи находятся на сайте радио "Эхо Москвы" >>