Рейтинг@Mail.ru
Аптечка не для техосмотра - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Аптечка не для техосмотра

Читать ria.ru в
Дзен
С 2011 года в России начали действовать новые требования к автомобильным аптечкам. Чиновники решили, что любые препараты, употребляемые внутрь и наносимые на раны или царапины, могут быть опасны для здоровья - таблетки и растворы сложно хранить в дорожных условиях, и водители некомпетентны в отношении их использования.

Валерий Георгиевич Бубнов. Минисправка (инжект)
, доктор медицинских наук, офицер запаса медицинской службы, специально для РИА Новости.

С 2011 года в России начали действовать новые требования к автомобильным аптечкам. Чиновники решили, что любые препараты, употребляемые внутрь и наносимые на раны или царапины, могут быть опасны для здоровья - таблетки и растворы сложно хранить в дорожных условиях, и водители некомпетентны в отношении их использования.

В качестве ориентира при комплектации

Новый состав автомобильной аптечки. Список (инжект)
был использован западный опыт. И, судя по всему, без учета отечественных особенностей оказания скорой помощи на дорогах. Поэтому водителю стоит позаботиться о содержимом своей дорожной аптечки самостоятельно. Речь идет не только об элементарных препаратах и приспособлениях для оказания первой помощи в ДТП, но и знаниях о том, как эту помощь оказывать.

Без шансов на спасение


Теперь водителю не обязательно иметь при себе йод, валидол и анальгин, но пройти техосмотр не удастся, если в аптечке отсутствуют, например, медицинские перчатки. Новые стандарты Минздравсоцразвития относительно комплектации автомобильных аптечек вступили в силу летом 2010 года. Но

Состав старой автомобильной аптечки. Список (инжект)
была действительна еще в течение шести месяцев. Ее состав нельзя было назвать оптимальным.

Однако и новоиспеченный комплект совсем не эффективен в случае ДТП. И даже если смешать содержимое обеих аптечек - реально оказать помощь пострадавшему в ДТП практически нечем.

Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова в одном из интервью сказала, что основной причиной для разработки новой аптечки стал кризис. Именно он, по словам министра, предъявил требования к цене: не выше 200 рублей. Так что цена соответствует качеству. В новом составе аптечки отсутствуют средства для обезболивания, охлаждения обожженных поверхностей, а также шейный корсет. Похоже, чиновники понимают термин "аптечка" слишком буквально. Аптечка — это не маленькая аптека.

Одно из заблуждений относительно автомобильных аптечек заключается в том, что приказ Минздравсоцразвития о требованиях к содержимому аптечки является обязательным для исполнения. Не является - он носит рекомендательный характер.

Дорожный инспектор не имеет права придраться к водителю, в аптечке которого, например, вместо одного жгута, рекомендованного Минздравом, окажутся два кровоостанавливающих жгута, шейный корсет и гипотермический пакет, а вместо трех узких и коротких бинтов на мизинчик — два широких и длинных бинта.    

Второе заблуждение относительно комплектации автомобильной аптечки заключается в том, что на дорогах России можно успешно использовать аптечки и тактику оказания первой помощи, применяемые в странах Западной Европы. Разработчики новой аптечки указывают на то, что их труд является "результатом глубокого анализа" опыта зарубежных коллег в вопросах оказания первой помощи на дорогах. Но вот незадача, дорожная аптечка в Европе носит скорее символический характер. Там профессиональные медики прибывают на место происшествия обычно через 3-4 минуты. Промедление в оказании помощи более этого времени часто становится критичным. В России же во многих регионах спасатели и скорая помощь прибывают на место происшествия не раньше, чем через 30-40 минут после получения вызова.

Так что на российских дорогах западные стандарты убийственны. А рекомендуемая Минздравсоцразвития комплектация автомобильной аптечки носит формальный характер и ее истинное назначение — пройти техосмотр. Этой аптечке острословы уже дали очень меткое определение: "Ухмылка гаишника или улыбка смерти".

Водитель как спецназовец

Проблема оказания помощи на российских дорогах заключается еще в специфике подходов к обучению водителей необходимым навыкам.
За свою более чем двадцатилетнюю практику работы на выездных бригадах скорой помощи и подобным ей структурам, я столкнулся только с одним эпизодом эффективного оказания первой помощи — наложения жгута на бедренную артерию очевидцем ДТП. Но он оказался бывшим спецназовцем.

В элитных подразделениях, таких как "Витязь", "Вымпел", 45-й полк ВДВ и особенно у боевых пловцов, медицинская подготовка находится на высочайшем уровне. Боевые пловцы накладывают жгут на бедренную артерию за 8 секунд.

Но даже в элитных боевых частях время обучения личного состава навыкам оказания первой помощи не превышает 8 часов. Иными словами, они просто проходят курс молодого бойца. Если учесть, что это достаточно закрытые структуры, то обучение проводят свои же инструкторы из числа офицеров, и зачастую без профессионального медицинского образования. Однако какой результат!

А будущий водитель в нерабочее время в течение 2-3 месяцев должен изучить пальпацию живота, осмотр груди, челюстей, позвоночника, таза и прочего. Несчастному автолюбителю следует овладеть 58 обязательными навыками. В бытность врачом специализированной бригады, я редко использовал при оказании первой помощи в ДТП более 7-10 навыков, включая инъекции и электрический разряд для восстановления сердечной деятельности.

Непонятно, почему нельзя было использовать уже отработанную военными методику для обучения водителей. Ведь нет ничего проще. Требуется овладеть только пятью навыками, включая проведение сердечно-легочной реанимации и наложение кровоостанавливающего жгута.

Подобная методика уже используется у энергетиков. В течение 5 лет число смертельных исходов при несчастных случаях на объектах электроэнергетики снизилось на 50%.

Помоги сам

Чтобы быть действительно готовым к оказанию первой помощи на дороге, надо знать и помнить ряд правил

Рекомендуемый Валерием Бубновым состав автомобильной аптечки (инжект)
и ее использования.

Прежде всего, ДТП — это тяжелейшие травмы.

На дорогах гораздо чаще погибают от неостановленного наружного кровотечения, удавления собственным языком в состоянии комы, осложнений шока при переломах. Иными словами, от неоказания элементарной помощи с использованием эффективных жгутов, холода, транспортных шин и обезболивающих.

Прежде всего, в аптечку следует вложить шейный корсет. Кстати, европейские спасатели начинают свои действия с обязательного наложения шейного корсета и только потом задают вопросы. И в этом есть свой резон. Травма шейного отдела позвоночника — одно из самых коварных и распространенных повреждений. В первые минуты пострадавший может не чувствовать никаких неприятных ощущений. Но малейшее движение головой обязательно приведет к параличу конечностей или смерти. Особенно часто это угрожает пассажирам, сидящим на заднем сидении.

Абсурд ситуации в том, что многие водители снимают подголовники с задних кресел, тем самым полностью лишая защиты сидящих на них пассажиров, которые в этой ситуации подвергаются наибольшему риску повреждения шейного отдела позвоночника.

Кроме шейного корсета, в аптечке обязательно должен находиться безопасный и эффективный кровоостанавливающий жгут для остановки артериального кровотечения. И желательно не один, а два или три — на случай нескольких раненых или его разрыва.

К сожалению, подавляющее большинство вложенных в аптечки жгутов либо неэффективны, либо представляют угрозу для пострадавшего. Но более всего удивляет вложение в автомобильные аптечки жгутов для проведения внутривенных инъекций и забора крови, которые были обозначены как кровоостанавливающие. Это уже не опасная, а преступная фальсификация. Для остановки венозного кровотечения достаточно наложить бинтовую повязку. Тогда зачем в аптечке оказался "венозный жгут" для забора крови под названием "кровоостанавливающий"?

Кроме всего прочего, пострадавшие в ДТП нередко получают серьезные ожоги. В таких случаях обязателен эффект холодового воздействия. Использование холода необходимо, например, при травмах головного мозга, развитии комы, переломах, а так же при подозрении на повреждения внутренних органов. Поэтому в аптечке должны быть пузырь для льда и гипотермический пакет.

Прикладывание холода к голове при черепно-мозговой травме и к животу при повреждении органов брюшной полости позволяет в несколько раз увеличить время выживания до госпитализации. Но следует помнить, что гипотермический пакет содержит агрессивные реагенты, поэтому его нельзя прикладывать к лицу.

Еще один важный компонент для водительской аптечки — обезболивающее. Исключенный из старой аптечки анальгин вполне подходит для этих целей. Сегодня на него ополчилась вся медицинская и околомедицинская "тусовка". Между тем, анальгин — самый эффективный и проверенный заменитель наркотиков при обезболивании. 2-3 таблетки анальгина — это ампула промедола. Курсовое использование анальгина (более 60 таблеток в месяц), действительно, вызывает тяжелейшие осложнения, но после приема 5-6-ти таблеток в течение 2-3 суток изменений формулы крови еще никто не отмечал.

Итак, стоит помнить, что в оказании первой помощи при ДТП есть своя жесткая специфика. Игнорировать ее — значит рисковать не только своей жизнью, но и жизнью близких, друзей и совершенно незнакомых людей, судьба которых может оказаться зависимой от содержимого вашей аптечки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала