Юрий Гладильщиков, для РИА Новости.
"Оскар" постепенно лишается своей едва ли не самой привлекательной черты - интриги. Даже странно, что лондонские букмекеры продолжают из года в год принимать ставки на то, кому достанутся голливудские статуэтки. О чем тут гадать? Тем, кто хоть сколько-нибудь ориентируется в оскаровских играх, церемония, завершившаяся сегодня около 8 утра по московскому времени, не принесла ничего неожиданного. Или почти ничего.
В прошлом году во время оскаровской церемонии вплоть до финала, до вручения самых престижных статуэток за лучшую режиссуру и лучший фильм года сохранялась если не интрига, то ее видимость. Большая часть публики никак не желала верить, что скромный артистический фильм о войне "Повелитель бури" способен выиграть у могучего "Аватара". И не верила своим глазам, когда "Повелитель бури" все-таки выиграл. Но в той победе, на самом деле, не было ничего сенсационного. Она была предопределена всем ходом оскаровской гонки. В этот же раз даже видимость интриги улетучилась примерно за месяц до церемонии. Стало ясно, что главные "Оскары" достанутся картине "Король говорит!" и никакие иные расклады невозможны.
Дело не в том, что эта картина на голову выше других. Выше или ниже - каждый (в том числе оскаровский академик, а в этот раз голосовало 5755 человек) решает для себя сам. Дело в том, что у "Оскара" слишком много предварительных финишей. Сначала в декабре - январе вручают призы десятки ассоциаций американских критиков: самый раскрученный из этих призов - "Золотой глобус", который у нас в СМИ упорно по недоразумению называют генеральной репетицией "Оскара". Потом - во второй половине января - голливудские профессиональные гильдии. Успевает раздать своих слонов и BAFTA - британская кинотелеакадемия. Короче, сплошные подсказки.
В этой гонке лидерство поначалу захватила лента о новых юных миллиардерах-интернетчиках "Социальная сеть". Ей досталось большинство критических наград, включая основные "Золотые глобусы". Но призы гильдий, о чем у нас мало кто ведает, важнее "Глобусов". А все три главные голливудские гильдии - актерская, режиссерская и продюсерская - подняли на пьедестал фильм "Король говорит!", в котором критики, кстати, отмечали лишь работу актеров Колина Ферта и Джеффри Раша, сыгравших британского короля Георга VI и его логопеда.
Чтобы вы оценили силу гильдий, приведем три факта: 1) актеров среди голливудских академиков больше всего - почти четвертая часть. 2) За всю историю режиссерской гильдии, начиная с 1949 года, было всего шесть случаев, когда ее лауреат не получал потом "Оскар" за режиссуру. 3) Фаворит продюсерской гильдии становится обладателем "Оскара" за лучший фильм года примерно в семидесяти процентах случаев. Если три эти гильдии голосуют синхронно, участь оскаровского противоборства предрешена.
Не показалось ли странным тем, кто смотрел ночную церемонию, что когда в финале представляли десятку претендентов на звание лучшего фильма и показывали фрагменты из них, то за кадром звучала речь Георга VI - Колина Ферта из "Король говорит!"? Никто вроде бы не знает итогов голосования. Запечатанные конверты с именами оскаровских лауреатов охраняются словно государственная тайна. Но режиссер церемонии ясно дал понять залу и телезрителям, что главный фильм у нас - "Король"! А если бы он не победил? В каком положении оказались бы устроители церемонии? Да не мог он не победить. Все в случае с "Оскаром" идет в последние годы по накатанному. Почти все предсказуемо. Никакого реального азарта.
Актерские призы тоже получили те, кто был должен и взял почти все предварительные награды, включая - опять же - призы актерской гильдии: упомянутый Колин Ферт и Натали Портман, бесстрашно выложившаяся в "Черном лебеде". Для кого-то стали неожиданностью статуэтки за вспомогательные роли: как могли отдать "Оскар" Кристиану Бэйлу за роль в боксерском "Бойце", если есть потрясающий Джеффри Раш? И как могли предпочесть какую-то Мелиссу Лео из того же "Бойца" замечательной Хелене Бонэм Картер - любящей супруге Георга VI из "Короля"? Но и тут все закономерно. Именно эти актеры, а не Джеффри и Хелена, получили до "Оскаров" соответствующие награды родной гильдии.
Не поверите, но "не по плану" вручили всего одну (!) статуэтку - за лучший оригинальный сценарий. Осчастливили сценариста "Короля", тогда как его гильдия предпочла фильм "Начало". Все!
Удивительно, но в этот раз можно было с легкостью предсказать не только основных лауреатов, но и главного неудачника. Им, как и следовало ожидать, стал фильм Коэнов "Железная хватка". У него было целых десять номинаций, всего на две меньше, чем у лидера - фильма "Король говорит!". Но он не выиграл ни один из январских промежуточных финишей. А кроме того, у Коэнов и так по четыре статуэтки на брата, а их главный актер Джефф Бриджес получил "Оскара" в прошлом году. Хватит им пока! В итоге "Железная хватка" не взяла вообще ничего, повторив оскаровский антирекорд 2000-х, установленный "Бандами Нью-Йорка" Мартина Скорсезе: у них тоже было десять номинаций, а итог - ноль.
Загадка была лишь одна: кому достанется статуэтка за лучшую иноязычную картину? Это всегда будет оскаровской загадкой: голливудской академии номинация, грубо выражаясь, по барабану, поэтому исход голосования тут всегда непредсказуем. Победила датская картина, а не мексиканская, не греческая (очень сильная, кстати), не канадская, не франко-алжирская. Почему? Повезло. Так легли кости. Но поскольку не только академиков, но и большую часть мировой телеаудитории эта номинация на слишком волнует, то единственной - подлинной - интригой церемонии стала другая: столько платьев сменит ведущая шоу Энн Хетуэй? Автор этих строк со счету сбился, но, кажется, рекорд налицо: их было не меньше десяти - примерно как номинаций у "Железной хватки".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции