Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
"And the "Oscar" goes to…" - после этого заклинания вожделенная киностатуэтка часто попадает не по адресу. К счастью, на 83-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии случилось иначе. "Пигмалион" на новый лад, в котором Элизу Дулиттл заменили королем Георгом VI, а профессора Хиггинса - австралийским актером-неудачником, картина "Король говорит!" Тома Хупера собрала главные призы: в номинациях "лучший фильм", "лучший режиссер", "лучшая мужская роль" и "лучший сценарий".
Драма о королевском преодолении комплексов изначально лидировала в "великолепной десятке" претендентов на победу в самой престижной оскаровской номинации - "лучший фильм". С историей короля (Колин Ферт), поборовшего заикание с помощью чудо-логопеда (Джеффри Раш), соперничали, прежде всего, хроника создания Facebook - "Социальная сеть" Дэвида Финчера, мелодрама о боксере - "Боец" Дэвида Рассела и фантазия на тему мук балетного творчества - "Черный лебедь" Даррена Аронофски. При этом картина Хупера выдвигалась на "Оскара" по 12 номинациям, а лента Финчера - по 8 номинациям.
Смотреть фотоленту "Премия "оскар": номинанты на звание лучшего фильма 2010 года" >>
И все-таки монарх из династии Виндзоров победил короля Интернета. Классическое кино торжествует. "Король говорит!" - кино, сделанное по старым добрым европейским и голливудским рецептам: с упругой пружиной интриги, заставляющей зрителя проникаться симпатией к героям, с четко прописанными, лаконичными ролями и диалогами. Традиционен и дуэт "высокого" и гротескового героев (принц Альберт - по-домашнему Берти, будущий король, и его спаситель логопед Лайонел). Так некогда Санчо Панса спускал с небес на землю Дон Кихота.
"Король говорит!" получился бенефисом мужской дружбы и разумного психоанализа. Измученному предрассудками, догмами воспитания и детскими психологическими травмами Георгу VI нужен был просто задушевный друг.
Впрочем, в истории есть явный подтекст: монарх, будь ближе к людям, и они к тебе потянутся. Бесстрашный учитель-»простолюдин» потихоньку сбивает спесь со своего августейшего ученика, дает выход его королевским возможностям (а среди них - самопреодоление с тем, чтобы достойно править "merry England") и фактически пересоздает его для новой жизни.
Песни, танцы, сквернословие, кувырки, клоунада - чем только Лайонел не пытается лечить принца Берти! Профессор Хиггинс был более консервативен. "Я танцевать хочу!" - кажется, вот-вот скажет герой Колина Ферта совсем в духе героини Одри Хэпберн в мюзикле "Моя прекрасная леди". Но не говорит. Не положено. Все-таки нужно следовать многовековому протоколу.
Вместо Альберта выделывает коленца его старший брат, отрекающийся от престола ради брака с дважды разведенной американкой Симпсон. Кстати, эта неформатная влюбленная парочка показана вполне опереточно, и тут режиссер проявил чрезмерную прямолинейность. Впрочем, чтобы фильм смотрелся легко и непринужденно, очевидно, ему нужны свои шуты. Короли же в нем - Георг VI и Лайонел - грандиозны.
Нынешняя оскаровская гонка в целом получилась с уклоном в психоаналитику. Фильмы, лидировавшие в гонке, сплошь повествовали о людях на грани нервного срыва. Такова балерина Нина в "Черном лебеде" (Натали Портман получила за роль Оскара), таков создатель социальной сети, прообразом которого был Марк Цукерберг, таков и взломщик снов в исполнении Леонардо Ди Каприо в триллере "Начало" Кристофера Нолана (этот фильм тоже был в десятке претендентов на звание "лучшего фильма").
Кстати, "Начало", как и драму "Король говорит!", тоже наградили четырьмя статуэтками, правда, менее почетными: за саунд-микс, продюсирование звука, визуальные эффекты и операторскую работу. Фильмы "Начало" и "Король говорит!" вообще аукаются: и король, и взломщик сновидений всерьез копаются в собственном подсознании и оба побеждают самих себя. Искусство порадовало зрителей оптимизмом: невротиков можно успешно вылечить.
А если серьезно, то в этот раз зрители - свидетели Оскаровской церемонии - порадовались еще и тому, что их мнение совпало с мнением жюри. Фильм Хупера уже собрал в прокате 235 млн долларов, и это еще не предел.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции