Новый проект стандарта для старшей школы одни критикуют за сокращение числа предметов, другие считают, что детей, уже выбравших будущую профессию, не следует загружать ненужными знаниями. В каких случаях для старшеклассников важна возможность выбора предметов, в интервью РИА Новости рассуждает учитель московской школы № 1113 Софья Комарова.
- Софья Вячеславовна, главная идея проекта стандарта для старшей школы – возможность изучать профильные предметы углубленно, а непрофильные – поверхностно. Казалось бы, идея разумная. Почему же стандарт критикуют?
- Я слежу за обсуждением и могу сказать, что стандарт часто комментируют далекие от практики люди. Создается впечатление, что они не понимают, о чем говорят. Отчасти в этом виноваты и авторы стандарта, поскольку объяснения с их стороны не очень внятные: приходится прилагать усилия, чтобы вникнуть.
В нашей школе учителя внимательно изучили текст документа и пришли к выводу, что мы уже давно готовы работать так, как предлагают его авторы.
Школа была создана 20 лет назад по инициативе в том числе Дмитрия Лихачева и Игоря Моисеева, и сегодня у нас учатся дети со всей Москвы – среди них танцоры, певцы, актеры, спортсмены олимпийской сборной по синхронному плаванью. 95% учеников - гуманитарии, поступающие в ГИТИС, Московский госуниверситет культуры и искусств, на искусствоведческие факультеты МГУ и РГГУ. Причем поступают на бюджетные места, не занимаясь дополнительно, – мы сами способны их подготовить. Но все они вынуждены изучать, например, математику по 6 часов в неделю.
- Но ведь и сегодня школа может выбрать программу гуманитарного профиля, где математики будет минимум.
- Детям надо сдавать ЕГЭ по математике. Наши ребята, как правило, уходят с экзамена, написав часть "В" и набрав достаточное для "тройки" количество баллов. Но бывает и по-другому.
У меня есть ученица - талантливый искусствовед, сегодня студентка хорошего столичного вуза. В школе она была вынуждена усиленно заниматься математикой, чтобы сдать ЕГЭ на отлично, потому что так хотела ее мама. Мы пробовали доказать, что математика ей не понадобится, просили пожалеть девочку - напрасно. Как объяснить такой маме, что ни один нормальный ум – ни детский, ни взрослый, – не в состоянии освоить все предметы на одинаково высоком уровне?
- А нужно ли гуманитариям на старшей ступени изучать технические, естественнонаучные дисциплины даже на минимальном уровне?
- Без базовых знаний по этим предметам не обойтись – вполне приемлем предложенный в стандарте курс естествознания, объединяющий химию, физику, биологию, экологию. Интегрированный курс позволяет дать общую картину, систематизирует знания, полученные в основной школе. В результате выпускник школы, который никогда не будет заниматься химией или биологией, не только приобретет минимальный для интеллигентного человека набор знаний, но и сформирует цельную научную картину мира.
Кроме того, естественнонаучные знания необходимы при изучении гуманитарных предметов. К примеру, мы с коллегой сейчас готовим открытый урок "Химия глазами искусствоведа" - хотим рассмотреть тему Москвы белокаменной, белого камня с точки зрения химии. Невозможно изучать искусство, не имея представления о материаловедении и многих других дисциплинах. Если человек занимается архитектурой, он из математики должен знать, например, что такое золотое сечение. В сегодняшнем курсе математики этого, кстати, не изучают – искусствоведы вынуждены объяснять детям элементарные понятия из геометрии.
Другой вопрос, что интегрированные курсы в массовой школе вести некому – надо готовить кадры.
- Все ли старшеклассники готовы к выбору предметов, если говорить о массовой школе?
- По-моему, нет. К 10-му классу не все могут решить, чем хотели бы заниматься. Я бы предложила авторам стандарта ввести понятие общеобразовательных классов, где можно было бы изучать все предметы в равной мере. Даже в нашей школе из трех 10-х классов два могли бы быть гуманитарными, а один – общеобразовательным.
- Одно из новшеств стандарта – индивидуальные проекты. Вы представляете их в своей школе?
- У нас проектами занимаются многие ребята. К примеру, одна моя ученица, которая собирается поступать в архитектурный вуз, делает историческую реконструкцию сильно перестроенного дома Казакова.
Необязательно проекты должны быть индивидуальными. Можно, допустим, коллективно "снять фильм" по "Евгению Онегину". Класс разбивается на группы: вот художники, вот операторы, вот научные консультанты, которые предложат темы светских разговоров. В таком проекте интегрируются знания по истории, русскому искусству, литературе и культуре Москвы.
Но я бы не выделяла проектную деятельность в отдельный предмет – пусть лучше это будет составная часть того или иного курса, за которую можно поставить итоговую оценку. Это в любом случае лучше, чем сдавать тесты.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости