Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем" - для РИА Новости
Сразу после того как Международный олимпийский комитет принял в Гватемале решение о проведении Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, в оргкомитет Игр посыпались предложения о талисманах предстоящих соревнований. Процедура выборов "маскоттов" постепенно было упорядочена. В финале российские граждане телефонными звонками и sms-сообщениями голосовали за тех претендентов, кто пробился в решающий раунд. Выбрали в итоге не одного, а сразу трех - Леопарда, Белого мишку и Зайку.
Не один олимпийский талисман, а целая группа символов - не новость для Олимпиад. В 1998 году в Нагано их (все, правда, совята, по-разному раскрашенные) было четверо, в Сиднее в 2000 году - трое, на последней летней Олимпиаде в Пекине - пять. Трое, как и в Сочи, было на зимних Играх 2002 года в Лейк-Плэсиде. И сочетание похоже на сочинское - заяц, медвежонок, вот только вместо леопарда - койот. В Сочи, впрочем, с учетом Паралимпийских игр талисманов, как и в Пекине, будет пять: к тройке победителей добавились фигурки двух человечков - Лучик и Снежинка. От нескольких символов - большая коммерческая выгода.
Животные, надо сказать, при выборе талисманов главенствуют. До 1968 года Олимпиады вообще не знали никаких дополнительных к пяти олимпийским кольцам символов. Первый - на тот момент неофициальный - талисман появился перед зимней Олимпиадой в Гренобле: несколько странноватая фигурка на лыжах и с нарисованными на голове олимпийскими кольцами. Фигурка, между тем, названная Шусс, несмотря на всю ее странность, принесла организаторам неожиданно неплохой доход, и спустя четыре года Международный олимпийский комитет узаконил официальный статус талисманов на Играх - прямое следствие процесса коммерциализации спорта вообще и Олимпиад в частности.
Как с конвейера, вслед за таксой Вальди из летнего Мюнхена-72 стали появляться бобры, еноты, морские котики, орлята, тигрята, полярные медведи, щенки, волчата... И, конечно же, достойное место в этом ряду занял наш Мишка - символ Олимпиады-80 в Москве. Если талисманов для Сочи выбирали миллионы российских граждан, то кандидатуру Мишки для Москвы-80 утверждали на заседании секретариата ЦК КПСС, рассмотрев тогда на нем несколько десятков предложений.
Получив статус талисманов Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, Леопард, Белый мишка и Зайка автоматически превратились в торговые знаки, коммерческие права на которые, опять же автоматически, принадлежат Международному олимпийскому комитету. Именно по причине неизбежного перехода прав МОКу в последний момент из списка талисманов-претендентов был исключен Дед Мороз: в случае победы он перешел бы на "коммерческую службу" в Международный олимпийский комитет, получивший бы право получать свой процент с вечного мероприятия - использования символики с Дедом Морозом на территории России.
МОК, разумеется, приступит к реализации прав в полном контакте с организаторами сочинских Олимпийских игр, на сей счет начнут действовать соответствующие договоры и соглашения, и доходы талисманы принесут немалые - десятки, а то и сотни миллионов долларов от продажи лицензионных маек, брелоков, ручек, свитеров, значков и прочих безделушек с изображением Леопарда, Белого мишки и Зайки. Доходы, как свидетельствует опыт предыдущих Олимпиад, могли бы быть и выше, если бы на корню удавалось пресекать изготовление "левой" продукции с олимпийской символикой.
Вовсе, к слову, не исключено, что уже сегодня, на следующий день после всероссийского голосования, определившего тройку сочинских талисманов, в рооссийских подземных переходах и на вещевых рынках могут появиться майки, спортивные шапочки и сумки с изображением победителей. Можно только представить, какими темпами примутся теперь использовать Леопарда, Белого мишку и Зайку чуткие к спросу изготовители нелицензионной продукции. Не только, стоит заметить, в России, но и в склонных к контрафактной деятельности странах ближнего и дальнего зарубежья.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции