Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Новости с прекрасного китайского острова Тайвань наверняка должны быть интересны для всех, кто интересуется ходом территориального спора России с Японией из-за Курил. И еще, возможно, немцам, которые помнят, как проходило воссоединение разорванных половинок Германии, начиная с судьбоносного 1989 года. И всем тем, кто размышляет на темы о китайцах в Китае и за его пределами: эмигрантская и прочая диаспора - это помощь Китаю в его развитии, или угроза, или что-то другое? Как и вообще любая диаспора, например, русские за пределами России?
Политика малых дел
Новости сами по себе касаются проходящей в данный момент поездки на Тайвань фактически посла КНР по делам воссоединения - зовут его Чэнь Юньлинь, должность - президент материковой Ассоциации по отношениям через Тайваньский пролив. Может быть, не такой высокий гость, но выше на острове давненько не было. Встречали его тайваньцы по-разному. Великий мастер Син Юнь, настоятель монастыря в Гаосюне, вручил гостю деревянную скульптуру улыбчивого Будды.
А накануне группа демократически настроенных товарищей обстреляла господина Чэня яйцами и цветами жасмина. Надеясь, что он поймет намек на ближневосточные события, которые кому-то кажутся "жасминовой революцией". С намеком на то, что и Пекину это грозит, если не демократизируется еще больше.
Но яйца - на самые страшные снаряды, если вспомнить, что отдельное существования Тайваня от Китая - до сих пор существующее последствие гражданской войны в Китае 1927-1949 года. Там не яйцами бросались. А статус Тайваня - международная аномалия, причем единственная в своем роде, это не Косово и не Северный Кипр. И не Курилы. Это две части Китая, большая и маленькая, каждая из которых формально претендует на то, что представляет весь Китай, который был, есть и будет единым.
Когда идеологические различия (коммунизм-антикоммунизм) между Пекином и Тайбэем начали размываться и исчезать на глазах, китайцы пошли по предельно разумному пути. Они оставили в стороне то, что труднее всего (вопрос суверенитета) и сосредоточились на мелких практических делах.
Правда, в процессе происходили всякие "мелочи" типа военных кризисов в Тайваньском проливе, приход к власти на Тайване Демократической партии (очень старавшейся поссориться с Пекином), глобальные споры насчет поставок Тайбэю американского оружия и еще многое. Но оно отсеялось, а практические шаги по сближению "двух Китаев", как ни странно, остаются. В том числе в порядке назидания японцам и многим прочим, у которых проблемы с территориями.
По Тайваню на велосипеде
Господин Чэнь приехал в этот раз на Тайвань с главной целью - заключить соглашение с тайваньскими коллегами насчет того, что отныне туристы с материка могут приезжать на Тайвань не группами, а в индивидуальном порядке. И заключил. Правда, осторожные китайцы сначала посмотрят, как это работает, поэтому начнут с жителей лишь Пекина и Шанхая. Но это ненадолго.
На практике это означает, что любой китаец может купить билет и полететь на Тайвань, посмотреть на сокровища императорских музеев Пекина (закончили свой путь именно на Тайване) или просто погулять по улицам. Некая девушка Ляо Цин теперь исполнит свою давнюю мечту - приедет на юг острова, в Гаосюн, и будет там кататься по городам и селам на велосипеде, как хочет и сколько хочет. А в чем тогда вообще будет разница между Китаем и этим не-совсем-Китаем?
Выбравшая свободу будет не одинока. За 11 месяцев прошлого года, когда на Тайвань можно было въезжать только группами, остров посетили 1,49 миллиона гостей с материка - на 70% больше, чем год до того. Что поставило КНР во главу списка стран, шлющих туда своих туристов. Кстати, а въездов - туристических и не очень - китайцев с Тайваня на материк за тот же период было 4,68 миллиона.
Числа создают проблемы. Сейчас две стороны обсуждают, как бы не допускать превышения нормы в 4 тысячи "организованных" и 500 "диких" китайцев в сутки. На Тайване может просто не хватить гостиниц.
Китайская идеология
Когда-то казалось, что самое большое препятствие для воссоединения разделенных наций - это если они оказались в разных идеологических системах. Немцы считают, что и сегодня "осси" и "весси", даже молодые - это немножко разные люди.
Вопрос о том, был ли вообще в Китае коммунизм, или то было нечто особое и свое, и когда он кончился - в конце 1980-х или начале 1990-х - можно обсуждать долго. Но лучше от этой философии посмотреть на практику. Китайцы по обе стороны пролива теперь не будут видеть никакой разницы между поездкой куда-нибудь в исторический город Сиань и курортные побережья южного Тайваня. В итоге забудут о том, что тут вьются другие флаги и в ходу другие деньги.
А нам, людям из внешнего мира, уже давно не различить, какие именно китайцы ходят по улицам, скажем, Сингапура: сингапурские, тайваньские, шанхайские? Дело тут еще и в том, что политика "открытости" (так китайцы называют свои рыночные реформы, начавшиеся более трех десятилетий назад) открыла им, прежде всего, близкий и понятный мир соотечественников, в том числе тайваньцев. Мода, музыка, фильмы - это все пошло в Китай откуда угодно, но прежде всего от китайской диаспоры. Особых идеологических барьеров тут никто не ставил. В итоге сформировалась какая-то особая китайская общность, живущая поверх границ. И никакая идеология пекинские власти не пугает. Потому что она повсюду своя.
Может быть, благодаря ей, этой общности, до 70% прямых инвестиций, которые получил Китай в 2010 году (а это, между прочим, 102 миллиарда долларов), имеют отношение к китайской диаспоре. Такова оценка академика Михаила Титаренко, директора Института Дальнего Востока, выступавшего в четверг на конференции "Россия и Китай" в Москве.
Кстати, о деньгах и исчезающих границах. Между Тайванем и Китаем исчезают также таможенные тарифы - через два года они улетучатся полностью. Что тогда случится по части экономической интеграции - трудно сказать, поскольку за 10 месяцев прошлого года торговля через пролив выросла на 40% и составила 132 миллиарда долларов. А то ли еще будет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции