В ММСИ открылась выставка Георгия Кизевальтера - московского концептуалиста и одного из основателей группы "Коллективные действия", а позже - участника движения "Апт-арт". Его "Проект Новой Агиографии" - это фотоколлажи и инсталляции, основой для которых стал семейный архив художника.
Как рассказал Кизевальтер на открытии выставки, идею проекта он вынашивал около десяти лет, а отправной точкой стала пачка писем, которые с 1915 по 1937 годы писали друг другу неизвестные ему дальние родственники, чью жизнь изменили революция и Гражданская война. Постепенно переписка сложилась в драматическую историю нескольких поколений семьи, часть которой осталась в стране, а часть эмигрировала из России. Позже Кизевальтер, сам, кстати, восемь лет проживший в Канаде, обратился к семейному фотоархиву, и абстрактные образы из писем стали реальнее и ближе.
"Вообще, агиография - это жития святых, но в случае моего проекта - скорее, отсылка к личным трагедиям семьи, от оптимистических настроений приходящей к репрессиям, потерям, смертям, распаду", - поделился с РИА Новости художник.
По его словам, он не причисляет своих родственников к ликам святых, но то, что они пострадали зря - однозначно.
"Проект начался с литературной части - я записывал сны, работал с письмами, затем начал изучать семейные снимки и, в конечном итоге, подверг материалы вот такой трансформации", - рассказал Кизевальтер.
Фотографии и письма превратились в коллажи и инсталляции - так, на работах в одном из залов представлены черно-белые снимки, на которых люди начала прошлого столетия "встречаются" с людьми из 50-х годов, на другой - словно "исчезают" с фотографий, и на месте их лиц остаются черные пятна. Тема бренности получает продолжение в серии "Разрушенные города", состоящей из снимков покинутых домов, и инсталляции "Река Лета", представляющей собой "поток" из копий старых писем, приходящих в движение от потока воздуха.
Так что ставшая лозунгом экспозиции фраза "Искусство кончилось, остались документы...", дробящаяся в залах на бессвязные слоги - скорее не аксиома, а приглашение к размышлению, придающая выставке двойное звучание. С одной стороны, разместившаяся в трех залах экспозиция - исследование истории одной семьи, а с другой, как отметили на открытии организаторы, - рассуждение о том, как может чувствовать себя личное переживание в музейном пространстве, ведь основой для арт-объектов стали частные бумаги и снимки.
В ММСИ на Петровке выставка открыта до 27 марта.
Тамара Бараненкова