Рейтинг@Mail.ru
Говори, король, разговаривай, Британия! - РИА Новости, 25.02.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Говори, король, разговаривай, Британия!

Читать ria.ru в

Считанные дни остались до начала оскаровской церемонии. Желающие подзаработать делают последние ставки в тотализаторе; знатоки упражняются в прогнозировании, предсказывая решение жюри, исходя из политической конъюнктуры. Угадать как будто бы трудно: у каждого (ну, почти каждого) фильма-номинанта свои преимущества.

Смотреть фотоленту "Премия "Оскар": номинанты на звание лучшего фильма 2010 года" >>

"Черный лебедь" Аронофски, одновременно умничающее и популистское кино, почти наверняка получило бы приз зрительских симпатий или стало бы чемпионом смс-голосований - если бы "Оскар" предполагал такую процедуру. Но давать ей главный приз все же несколько эксцентрично со стороны жюри: женщина-лебедь, что за причуда? Триумфальное "Начало" Кристофера Нолана? Слишком триумфальное - то есть слишком коммерческое и не слишком концептуальное. "История игрушек"? Слишком мультфильм - при этом наверняка получит "Лучший анимационный фильм". Кто еще? Маргинальные "Детки в порядке" и "Зимняя кость"? Нет, всякое в жизни случается, но все же эти фильмы в расширенной оскаровской десятке выполняют функцию наполнителя.

То ли дело Коэны со своей "Железной хваткой". Субъективно, Коэнов нужно награждать "Оскаром" и рыцарским титулом за каждый их новый фильм. Братья уже много лет показывают, как надо, даже самому утомленному киноману каждый раз предлагая "утешение сезона". "Железная хватка" - тот случай, когда современная трактовка вестерна оказывается интереснее классической: на тот же сюжет, как известно, был снят фильм 1969 года с Джоном Уэйном, получившим за роль маршала Когберна свой единственный Оскар. Почти исключено, впрочем, чтобы номинированный на статуэтку Джефф Бриджес, отлично сыгравший Когберна в новой "Железной хватке" повторил успех Уэйна. "Лучшего актера", по всеобщему убеждению, дадут Колину Ферту за роль Георга VI в фильме "Король говорит!".

Собственно "Король говорит!" как претендент на "Лучший фильм" (идущий в паре с "Лучшим режиссером") выглядит очень уверенно. Это отличное кино достойно статуэтки и само по себе, но ситуация становится тем интереснее, что его главный конкурент - "Социальная сеть" Дэвида Финчера. Если в прошлом году борьба шла между бывшими супругами Джеймсом Кэмероном и Кэтрин Бигелоу, и приз политкорректно был отдан скучноватой даме, то в этот раз у нас есть не просто семейная сценка, а настоящая борьба интересов.

О ленте Финчера я уже писал, и даже "Золотые глобусы", которые она потом завоевала, ничего не меняют. Финчер, безусловно, большой мастер, сделал свое кино со вкусом и старанием, и не без любопытных кунштюков. Но история, которая все же должна быть в фильме, если это только не фестивальный авангард - не становится от этого интересней. Точнее, от стараний Финчера она не появляется, потому что ее нет ни в сценарии, ни в книге, положенной в основу фильма. Да, в общем-то, и в жизни не случилось ничего такого, что можно было бы описать языком кино. Да, с появлением фэйсбука произошла революция, заварилась каша, покруче той, что заварил Гутенберг, но показать эти изменения на экране невозможно. Вот если бы у всех людей вдруг отрасли перепончатые крылья, или они стали бы трехпалыми зелеными коротышками с большими глазами - тогда да. Но это уже сюжет для режиссера Карпентера, а не Финчера.

Короче говоря, поучиться мастерству на примере "Социальной сети" студентам ВГИКа было бы полезно, а вот записывать фильм в шедевры все же слишком смело. И, тем не менее, он уже одной ногой там, в шедеврах. За это говорят и "Глобусы", и критики, и зрители, и даже сборы. На заметку социологам: вот пример идеального попадания в тему. "Социальная сеть" появилась именно тогда, когда интерес к фэйсбуку был уже настолько высок, чтобы люди были готовы покупать сувенирные кружки и кепки с его логотипом - но при этом сам фэйсбук еще не стал обыденностью, как радио или война в Ираке. В результате произошел взрыв: зрители, пошедшие на фильм из-за фэйсбука, автоматически поставили ему like (образно говоря), что привело к еще большему росту самой сети. В какой-то момент не отметить "лайком" "Социальную сеть" стало считаться либо дурным тоном, либо проявлением занудного и немодного нонконформизма.

Говоря о технических новшествах, изменивших мир, одно из них - радиопередатчик - появляется во всех ключевых эпизодах фильма "Король говорит!" Тома Хупера. Фильма, который уже получил полдюжины призов Британской киноакадемии, который, как я надеюсь, одолеет "Социальную сеть" и получит "Оскара"; который сегодня выходит в российский прокат.

Если пересказывать наспех, то и тут история не бог весть какая: будущий король и нынешний герцог Йоркширский Альберт (Колин Ферт) в течение двух часов борется со своим косноязычием. С этого начинается фильм: огромный стадион Уэмбли, перед которым Альберту нужно прочесть речь, сотни макинтошей и котелков, микрофон, который передаст герцогскую речь еще дальше - в дома и пабы Империи. Герой Ферта мнется, жует губами, пробует выплевывать буквы в будущих подданных, пытается унять бульканье у себя во рту. Микрофон все тщательно фиксирует, усиляет, и каждую запинку отправляет в люди не в одиночестве, а с трех- четырехкратным эхом - чтобы ее точно услышали и на галерке, и в Австралии. Англичане готовы провалиться сквозь землю. Жена Альберта Елизавета (Хелена Бонэм Картер) смотрит на него глазами, полными слез жалости.

В общем, на этом фильм можно было заканчивать, потому что как победить такое заикание, непонятно. Однако же будущий король справляется. Правда, терапия, в "Зеркале" Тарковского занявшая от силы пару минут (победное "я могу говорить!"), у Хупера отняла побольше времени. Но, надо признать, помимо заикания в эти два часа происходит и кое-что еще.

Георг VI вообще отличный персонаж для биографии: первый король, который наследовал престол при живом предшественнике. Брат Альберта Эдуард отказался от трона в пользу семейной жизни с американкой Уоллис Симпсон - женщиной сомнительного прошлого и настоящего, возможно шпионкой в пользу Гитлера. Альберт же, напротив, взойдя на трон (и избавившись от заикания) стал символом борьбы с нацизмом. Как и любому монарху в ужасном для монархии ХХ веке, Георгу пришлось решать и многие другие проблемы - прежде всего определяться с ролью короля в новом мире. Один из вызовов современности ему озвучил король-отец Георг V (Майкл Гэмбон, очень похожий тут на Анатолия Ромашина в фильме "Агония" - что неудивительно, ведь Георг V и Николай II были кузенами). Если раньше королю было достаточно не падать с лошади в присутствии дворни, то с изобретением радио он обязан не то что сохранять дистанцию, а наоборот - вламываться через приемник в чужие гостиные и развлекать подданных разговорами. В тот момент Альберту огромных усилий стоило даже ответить "да, папа".

Будущему королю помогает Лайонел Лог (Джеффри Раш) - ироничный и непочтительный к монархам логопед-самоучка. Герцог сразу попросил Лога не панибратствовать, но тот, как в известной сценке цирка Монти Пайтон, так и звал его весь фильм семейным именем Берти, и, кроме упражнений, довольно много (но осторожно) занимался его головой. В сущности, это и вылечило заикание - не столько скороговорки, сколько дружеское участие хорошего человека, который даже в короле разглядел второй и третий уровень, и все эти уровни заставил поверить в себя.

Вот это главное, что отличает фильм Тома Хупера от фильма Финчера. Для автора фильма "Король говорит!" существенно четвертое измерение в человеке, его глубина, многоразличные уровни, каждый из которых имеет свой голос. Голос короля обретает силу, когда тот при помощи любительского психоанализа осознает себя как личность и обретает целостность. Все это едва ли доступно героям Финчера, которые, даже хорошо подсвеченные и раскрашенные, все же вырезаны из картона и едва сложнее тех функций, которые предлагает интерфейс фэйсбука.

То есть, конечно, глупо вставать на пути паровоза и пытаться делать вид, что социальных сетей не существует. Фэйсбук, как уже все поняли, это просто данность - не хорошая и не плохая. Реальность, породившая, в частности, новые вызовы новым правителям: твиттер президента в этом смысле - тот же микрофон короля Георга VI. Но эта реальность пока что испытывает большие трудности с переводом на образный язык кино, не дает материала актерам. А недавнее прошлое - дает чудесный материал, из которого получаются фильмы вроде "Король говорит!". И хотя очевидно, что в итоге всех победит "Аватар", пока возможно, хотелось бы еще посмотреть такого несвоевременного и старомодного, но человечного кино.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала