С сентября нового учебного года вузы перейдут на федеральные государственные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Новый стандарт по экономике был подготовлен консорциумом ведущих российских вузов, куда вошли НИУ ВШЭ, МГУ, Российский экономический университет имени Плеханова, Финансовый университет, Уральский федеральный университет и другие вузы. О новом содержании обучения экономистов рассуждает декан факультета экономики НИУ ВШЭ, член-корреспондент РАН Владимир Автономов.
- Владимир Сергеевич, новый стандарт разрабатывал консорциум вузов. У его участников — разные научные школы, традиции. Как удалось создать общий стандарт?
- С самого начала участники консорциума договорились, что все решения будут приниматься на основе консенсуса — то есть если кто-то чем-то недоволен, спорный пункт меняют так, чтобы возражений не оставалось. В результате принятый стандарт является компромиссным. Теперь продолжается работа над так называемыми примерными Основными образовательными программами (ООП) нового стандарта, в которые входят базовые учебные планы и программы различных учебных дисциплин. Естественно, здесь достичь консенсуса было бы еще намного труднее. Поэтому 25 января на коллегии Минобрнауки было принято решение, что каждый член консорциума сможет предложить свой вариант программы.
Я считаю такой способ дальнейшей работы вполне разумным. В соответствии со сроками, поставленными нам Минобрнауки, к середине апреля примерные образовательные программы уже будут разработаны и размещены на Федеральном образовательном портале "Экономика. Социология. Менеджмент".
- Получается, что, несмотря на единый стандарт, у каждого вуза свои подходы к преподаванию?
- Конечно. Во-первых, новый стандарт предоставляет вузам больше свободы, и одни и те же курсы можно преподавать на разных уровнях, по-разному расставляя акценты в зависимости от целей и традиций каждого конкретного вуза. Ряд участников консорциума не готовы уделять изучению экономической теории столько же внимания, сколько НИУ ВШЭ и МГУ. Это оправдывается тем, что для подготовки экономистов-прикладников нужно сделать больший упор на специальные дисциплины.
Во-вторых, можно много спорить об уровне преподавания экономической теории. ВШЭ изначально уделяет много внимания математическому моделированию и требует от своих студентов очень высокого уровня математической подготовки. С таким подходом согласны не все, так что программы по "Микро" и "Макроэкономике" будут отличаться и математическим наполнением.
Наконец, различные университеты по-разному проводят границы между отраслями экономической теории. Например, возможны разные мнения относительно того, где начинается "Институциональная экономика" и заканчивается "Экономика общественного сектора", где проходит граница между "Микроэкономикой" и "Экономикой труда". Я полагаю правильным предоставить вузам выбор. Пусть каждый имеет возможность создать программу, отвечающую собственным интересам.
- Насколько вузам будет легко перейти на новый стандарт, как вы считаете?
- Это будет им не очень просто, потому что, к примеру, любой из подготовленных участниками консорциума вариантов преподавания экономической теории будет включать математическое моделирование. Его может быть больше, может быть меньше, но совсем обойтись без него не удастся, а это не всем по плечу. В большей степени совпадают взгляды участников консорциума на содержание математических куров "Линейная алгебра", "Математический анализ"... Мы все полагаем, что студенты-экономисты должны уметь дифференцировать. Соответственно, преподаватели курсов, связанных с экономикой, тоже должны это уметь. К сожалению, насколько я могу судить, уровень подготовки профессорско-преподавательского состава во многих российских вузах удручающе низок. Связано это в том числе с тем, что экономика — чрезвычайно популярное направление и за последние двадцать лет было открыто много экономических факультетов, куда зачисляли на коммерческой основе... Хороших преподавателей-экономистов в достаточном количестве, естественно, не было.
- Не приведет ли в связи с этим принятие нового стандарта к закрытию отдельных программ?
- Я думаю, нет. Для того чтобы закрыть факультет или хотя бы программу, нужна большая политическая воля. Это очень непросто, так как затрагивает различные интересы. Пожалуй, скорее вузы будут вынуждены приглашать новых преподавателей с более высоким уровнем подготовки, чтобы их знания соответствовали требованиям разрабатываемого стандарта.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости