Одно из важнейших туристический событий в мире - крупнейшая итальянская турвыставка BIT-2011, ежегодно проходящая в феврале, завершила свою работу в Милане. Во многом она похожа на подобное мероприятие в России, которое проходит в марте и называется MITT, только ориентирована BIT исключительно на итальянский рынок путешествий.
Аббревиатура BIT расшифровывается как Borsa Internazionale del Turismo, что означает "международный туристический рынок" или что-то типа того, потому как слово borsa переводится с итальянского языка неоднозначно. Это прежде всего "сумка", но можно трактовать, в зависимости от контекста, и как "торговое пространство". Так, borsa nera означает не что иное как "черный рынок". В нашем случае это скорее ярмарка, где создатели, организаторы и распространители продукта, имеющего хоть какое-то отношение к туризму, стараются как можно доходчивее и ярче представить свой товар.
Все начинается с метро
BIT, безусловно, значительное событие на мировом туристическом рынке, но и для самого Милана дело не последнее. Весь город увешан плакатами, убеждающими людей обязательно посетить именно это мероприятие. Реклама транслируется по телевидению и на экранах, размещенных на станциях метрополитена. Там же, под землей, информируют о том, как добраться до комплекса Fieramilano, где, собственно, обычно и проходят подобного рода выставки. Станция Rho Fieramilano - конечная на "красной" ветке, проехать мимо невозможно, но обратите внимание, что эта линия имеет двойное окончание, так что, если ехать из центра, стоит приглядеться к надписи на поезде. Если на лобовом стекле первого вагона написано Bisceglie, то не спешите садиться в поезд, а если Rho Fieramilano, то направление выбрано правильно.
Подземка в Милане, как в любом крупном городе, пожалуй, самый удобный вид общественного транспорта. По сравнению с Москвой интервалы между поездами здесь значительно больше - даже в дневное время можно простоять на платформе минут десять, - зато расстояния между станциями гораздо короче.
Обычный проезд на метро в Милане стоит 1 евро, но Fieramilano находится так далеко, что считается уже пригородом, поэтому билет обойдется уже в 1,6 евро. Об этом, кстати, регулярно сообщают в метро, акцентируя внимание пассажиров на том, что за 1 евро ехать на BIT не полагается. Впрочем, билеты в миланском метрополитене проверяют не часто, что и отличает его, к примеру, о подземки Неаполе, где контролеры встречаются регулярно. Удивительного в этом мало, потому как южане народ бесшабашный и необязательный, за ними глаз да газ нужен, а северные ломбардцы, в нашем случае - миланцы, люди надежные, можно сказать, вызывающие доверие.
В выставке все должно быть прекрасно
Покинув вагоны, потенциальные посетители выставки еще довольно долго остаются под землей, поскольку к выходу ведет длинный тоннель, в котором для особо утомленных или шибко спешащих функционирует бегущая лента. Особо полезным такое транспортное средство может показаться на обратном пути, когда ноги уже заплетаются от усталости, а руки вытянулись до колен под тяжестью пакетов, груженых проспектами.
На поверхности попадаем под сень некой ячеистой конструкции из стекла (пластика) и металла, выполненной в духе ныне модного Нормана Фостера. Пластичный шатер простирается вдоль центральной оси между павильонами, то взмывая вверх причудливыми воронками, то ниспадая в водные резервуары, проще говоря - фонтаны. Глядя на этот архитектурно-конструктивный полет мысли, в очередной раз убеждаешься, что использование водных поверхностей в качестве зеркал и просто для красоты все еще остается залогом успеха при создании пространства, в котором хочется находиться и которое совсем не хочется покидать.
Жители Апеннинского полуострова всегда были и до сих пор остаются неисправимыми архитекторами, художниками, музыкантами, дизайнерами… В итальянском языке есть замечательное слово "артист", что в нашем случае трактуется как художник, а лучше - творец. Вот итальянцы были, есть и будут артистами, куда ни кинь. Достаточно сравнить итальянский павильон с павильоном, отведенным остальному миру, чтобы почувствовать разницу во вкусе, с которым ко всему подходят итальянцы.
Принципиальное деление
Экспоненты на BIT-2011 делятся на три основные зоны. В первой, которая базируется в павильонах 1 и 3, располагается непосредственно итальянская экспозиция, где страну-организатора выставки представляют все 20 регионов Италии, а вкупе с ними отдельные туристические фирмы. Два других смежных павильона напротив итальянского представительства под номерами 2 и 4 отданы турфирмам того мира, который находится за пределами Апеннин. Наконец, третий, равный двум предыдущим по площади, но уступающий им по количеству экспонентов под номерами 5 и 7, зарезервирован за фирмами, имеющими отношение к туризму в той или иной степени.
Италия во всей красе
Возвращаясь к мысли об артистах, хочется отметить, что итальянский павильон решительно отличается от двух других площадок. Со стороны трудно судить, обсуждались ли лимиты, кроме бюджетных ограничений, в процессе организации стендов, но сложилось впечатление, что в основном все упиралось лишь в фантазию дизайнеров.
Как ни странно, более других заметны были стенды центральных и южных регионов. В декоративном плане впечатлила зона Сардинии, стендом этот уголок выставки назвать было бы несправедливо. Цветущий оазис под стандартной металлической крышей весьма располагал заглянуть в какое-нибудь туристическое представительство региона и пообщаться с симпатичными гостеприимными сардами. Не менее живописно выглядел стенд Тосканы, где посетители и представители туристической отрасли региона могли общаться, не просто сидя за столиками, а уютно расположившись на мягких разноцветных пуфах в импровизированной тени увитых цветами и зеленью навесов.
На стенде Калабрии на огромных экранах оживали в виде голографических проекций знаменитые бронзовые воины из Риаче - основные символы этого южного региона, расположенного на носке итальянского сапога. Рядом же под звуки бубнов довольно задорно отплясывали розовощекие девушки в национальных одеждах.
Несмотря на то что BIT считается международной выставкой, экспоненты рассчитывают прежде всего на отечественного потребителя. Международность ее состоит в том, что сюда съезжаются деятели туристической индустрии со всего мира, чтобы представить итальянцам собственный продукт. Жители различных регионов Апеннинского полуострова как бы напоминают друг другу (ну, и зарубежным гостям!) о себе, стараясь показать самое лучшее и наиболее характерное из того, что есть в той или иной провинции.
Неудивительно, что Ломбардия - лидирующий регион в Италии по производству автомобилей - счел обязательным выставить на стенде ослепительный кабриолет "Альфа-Ромео". Но на этом автомобильные новинки из Ломбардии не закончились, в отсеке провинции Монца и Брианца люди выстраивались в очередь, чтобы опробовать полноразмерный болид-тренажер, совершив виртуальный заезд на трасе "Формулы-1".
Тут же, за колонной на стенде Кремоны скромно пристроился скрипичных дел мастер. Земляк Страдивари, Гварнери и Амати своим усердием как бы напоминал посетителям, что Ломбардия имеет не только автомобильное настоящее, но и весьма достойное и разнообразное прошлое.
Сицилийцы, помимо знаменитых сладостей, лимонов и лимончеллы, порадовали посетителей инсценировками театра марионеток, а представители региона Апулия, собрав с десяток энтузиастов, устроили мастер-класс по лепке равиоли. Выглядело это примерно так: в центре стенда стояла плита, подле которой повар доводил до готовности уже вылепленные кулинарные изделия, а вокруг него сидели обучаемые и, попивая белое вино, старательно комкали пальцами тесто. При этом другой пулийский кулинар активно и громко руководил процессом.
Монотонный гул огромного павильона периодически нарушался некими упорядоченными звуками: то девушки с бубнами в пляс пускались, то волынщики затевали очередную задушевную мелодию, то под барабанную дробь выступали флагоносцы и устраивали жонглирование флагами.
Обстановка в павильоне Италии стояла действительно непринужденная и абсолютно ярмарочная, ощущение, что ты находишься на солидном туристическом форуме, периодически пропадало. Казалось, что люди собрались в Милане исключительно для того, чтобы повеселиться и пообщаться друг с другом. Как выяснилось, это ощущение недалеко от истины - новая туристическая политика большинства регионов Италии фактически в этом и заключается. Профессионалы отдают себе отчет в том, что для того, чтобы выдержать конкуренцию в таком бизнесе, уже недостаточно строить новые отели, благоустраивать пляжи и зазывать клиентов стандартными маршрутами. Людям интересно увидеть что-нибудь необычное, попробовать что-то неизведанное, запастись нестандартными впечатлениями. Мысль о том, что внимание к туризму в Италии можно привлечь, возрождая прошлое страны, демонстрируя этнические, гастрономические, музыкальные и прочие традиции, звучала лейтмотивом большинства пресс-конференций, где выступали представители региональных туристических структур.
Окно в мир
В соседнем павильоне, где расположились туристические экспоненты из других стран, обстановка была не менее пестрой и праздничной. Швейцарские девушки приглашали посетителей заглянуть в пластиковую сферу, где под давлением воздуха метались искусственные снежинки. На египетском стенде мужчина, изображающий фараона, собственноручно трудился над папирусом, параллельно предлагая желающим приобрести по выставочной цене свои изделия на память. Марокканские аборигены под звуки диковинного трехструнного инструмента выделывали виртуозные пируэты в воздухе при помощи длинных косичек, прикрепленных у них на макушках. Рядом африканский токарь-краснодеревщик вытачивал шахматные фигурки при помощи ног.
Иорданский мастер на глазах у искушенной публики творил песчаные пейзажи в бутылочках. Художница из Йемена всего за два евро бралась сделать татуировку хной, уверяя, что ее творение не смоется и через две недели. Правда или нет, сказать трудно, но небольшая очередь из представительниц прекрасного пола к ней все же выстроилась.
Самым веселым и привлекательным среди этого выставочного праздника выглядел стенд Кубы. Если музыка там и затихала, то ненадолго, если певцы, только что славившие команданте Че, отходили в сторону, чтобы хлебнуть мохито, то к зрителям выскакивал очередной латиноамериканский красавец и вовлекал девушек из толпы зевак в какой-нибудь зажигательный ритмичный танец. Остается для полноты картины добавить, что рядом крутили сигары и угощали различными коктейлями, и станет понятно, почему от посетителей на стенде Острова свободы отбоя не было.
На фоне этого шумного разнообразия более чем камерно выглядел стенд России, главным представителем от туроператоров которого был ВАО "Интурист". Понятно, что "Интурист" компания солидная и какие-то выступления в легкомысленном стиле ей не пристали, но как-то стало сразу "за державу обидно" - неужели нам и удивить гостей выставки нечем, кроме скучающих за стойками девушек в офисной одежде. Из всего этнического российского богатства лишь кучка матрешек скрашивала сине-белое однообразие стенда - это вам не Куба или Сицилия. Не хотелось даже на родную территорию к соотечественникам заходить и интересоваться, что же Россия может предложить туристической общественности. Судя по количеству посетителей на стенде, не только у меня пропало желание это делать.
Ирина Нехорошкина