Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон о намерении США поддержать свободу Интернет-общения во всем мире и создать для этой цели twitter-аккаунты на русском, китайском и хинди, было обиженно встречено в Китае, но не вызвало почти никакой реакции в России.
Китайское министерство иностранных дел назвало выступление госпожи госсекретаря попыткой вмешательства во внутренние дела страны. Китайские чиновники не без оснований предположили, что "огромная" сумма 25 миллионов долларов, выделенная США на помощь народам мира в деле преодоления Интернет-цензуры, может быть направлена против их Огненной стены. Огненная стена в китайской версии, подобно Великой китайской стене, призвана оградить китайских граждан от вредных идеологических влияний и порнографии.
Россия пока ни китайского дипломатического отпора не дает, ни своей Огненной стены не строит. И правильно делает. В сложившихся обстоятельствах возмущенная реакция на twitter-аккаунт госдепартамента на русском языке только создала бы этому аккаунту дополнительную рекламу.
В свое время советский режим пал именно из-за своей идеологической стерильности. Именно людей, утомленных бесконечными призывами ЦК КПСС к очередной годовщине, могла впечатлить на самом деле довольно примитивная внешнеполитическая риторика чиновников госдепартамента. Сегодняшнего россиянина, который каких только идеологических призывов на своем веку не наслушался, впечатлить намного труднее.
Поручая такое ответственное дело как защита Интернет-свободы государственному ведомству (госдепартаменту), сегодняшние американцы забывают старую народную американскую мудрость: поручи дело чиновникам - и они его завалят.
Потому что логика чиновника та же во всем мире: работать не на результат, а на "галочку" в начальственном блокноте. А значит - работать без инициативы, без творчества. За примером можно обратиться к той же истории американской внешней политики. В начале двухтысячных годов Буш-младший передал функции по созданию позитивного образа США за рубежом от организации USIA (государственно-общественного "Информационного Агентства Соединенных Штатов") бюрократическому ведомству - госдепартаменту. Результат - у нас на глазах. За 10-11 лет США из маяка демократии в восприятии почти всего Ближнего Востока и значительной части Европы превратились в лучшем случае в не вполне демократическую страну, а в худшем - в агрессора и "мирового жандарма". Вряд ли можно ожидать, что, проявив полную бездарность в "раскручивании" собственной страны, те же чиновники вдруг проявят талант в "раскручивании" свободного Интернета для других стран.
Интересно, что недавнее выступление госсекретаря Клинтон в поддержку свободного Интернета - отнюдь не первое. В прошлом году в аналогичном выступлении Клинтон проповедовала свободу для 450 миллионов китайских пользователей Интернета. В этом году упор был, естественно, на Twitter-фанатов в арабских странах. "Нью-Йорк таймс" предполагает, что речь о свободе Интернета теперь станет для американских госсекретарей обязательным ежегодным мероприятием, проводимым в зимние месяцы.
Интересно, что последняя перед Интернетом информационная революция - массовое распространение записей на аудиокассетах и возможность их воспроизведения на переносных магнитофонах - привела к власти не демократов, а иранского аятоллу Хомейни. Как то еще повернутся события в Египте? Но американская идеология так устроена, что признать ошибку за "свободной информацией" она просто не может.
Месячник Интернет-свободы - это диагноз. Чиновники любят все превращать в рутину - в эту самую рутину они превратят и Интернет-вольность. Смутное подозрение в неэффективности нового проекта госдепартамента уже высказало республиканское меньшинство в комитете по международным делам Сената США. Его члены предложили забрать проект по Интернет-свободе у госдепа и передать его тому самому совету попечителей, который курирует "Голос Америки" и радио "Свободная Европа".
Но это предложение, скорее всего, принято не будет. Чиновники поручат дело чиновникам, и мы услышим и увидим все в том же Twitter океан славословий в адрес американской демократии и дежурные обвинения в адрес "России Путина". Эка невидаль!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции