МОСКВА, 21 фев - РИА Новости. Экспертиза Минюста, которую будет проходить образовательный стандарт для старшеклассников, не позволяет подготовить документ в виде "публицистического эссе", доступного для всеобщего понимания, сказал в понедельник в ходе круглого стола, организованного в Общественной палате РФ, представитель группы разработчиков стандарта Виктор Дронов.
Обновленный текст проекта федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), первый вариант которого вызвал много споров и критики со стороны учительского и родительского сообщества, с учетом замечаний экспертов 15 февраля был размещен на сайте Минобрнауки РФ для широкого общественного обсуждения. По мнению экспертов, первоначальный текст стандарта написан сухим, профессиональным языком, из-за чего возникло недопонимание. Некоторые участники дискуссии пришли к выводу, что старшеклассники будут изучать в обязательном порядке только три-четыре предмета, а большая часть уроков станет платной. Руководитель группы разработчиков образовательного стандарта Александр Кондаков сообщил, что новый текст проекта "с редакторской точки зрения переработан".
"Стандарт не может быть изложен в виде публицистического эссе, это все-таки нормативный документ, он имеет свои ограничения по форме, стилистике. Он проходит экспертизу Минюста, и было бы странно, если бы мы туда подали документ журналистского толка", - сообщил Дронов.
По его словам, стандарт будет нуждаться в разъяснениях, "как это бывает с серьезными документами". Образовательный стандарт для старшеклассников обсуждается с открытой датой, потому что именно в старшей школе предполагаются "более радикальные изменения в организации образовательного процесса".
"Мы считаем, что базовые знания по предметам учащиеся получили в основной школе, поэтому целесообразно профильное обучение, обязательно сохранение выбора набора и уровня изучаемых предметов, надо также оптимизировать нагрузку обучающихся и, наконец, надо не только учить, но и воспитывать", - сказал разработчик.
Проект образовательного стандарта для старшеклассников, разработанный Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования, кардинально меняет подход к обучению в старшей школе. Главный принцип - возможность выбирать, какие предметы ученик 10 и 11 класса будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие - более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень). Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета.
Разработчики ФГОС выделили шесть предметных групп. Первая группа - это русский язык и литература, а также родной язык и литература, вторая группа - иностранные языки, третья - математика и информатика, четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство или предмет по выбору. В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик должен будет выбрать один-два предмета. Кроме того, есть три предмета, для которых вариации будут невозможны. Это курс "Россия в мире", ОБЖ и физкультура. Они будут обязательными для всех, независимо от избранного профиля.
Таким образом, число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16-21 до 9-10. У учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе. Предполагается, что первая апробация стандарта состоится в 2013 году, обязательным для всех школ он может стать с 2020 года.