РИА Новости приводит полный текст письма Владимира Мау и Ярослава Кузьминова председателю правительства Российской Федерации В.В. Путину об организации в 2011 году экспертной работы для подготовки к новому этапу социально-экономичесокго развития Российской Федерации до 2020 года.
Председателю Правительства Российской Федерации
В.В. ПУТИНУ
Уважаемый Владимир Владимирович!
В связи с Вашим поручением Высшей школе экономики и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации об организации в 2011 г. экспертной работы для подготовки к новому этапу социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года вносим предложения о формате и направлениях такой работы.
В настоящее время перед Россией, как и перед другими ведущими государствами, стоит задача выработки новой модели социально-экономического развития, учитывающей посткризисные реалии. И Россия, и другие развитые страны продемонстрировали, что их правительства могут успешно справиться с серьезным экономическим кризисом, не доводя дела до массовых банкротств и эскалации социальных проблем. Однако такое "мягкое сдерживание" кризиса привело к продолжению накапливания структурных диспропорций и зон экономической неэффективности. Другими словами, кризис пока не сыграл своей традиционной роли "санитара экономики". Продолжают существовать предприятия с отсталыми технологиями, балансирующие на грани рентабельности. Не произошел перелив капитала в новые отрасли. Во многих отраслях и предприятиях сохранилась избыточная занятость (а в бюджетном секторе – возросла).
Для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности России государство должно выполнить те задачи, которые не дало выполнить кризису. Среди них: санация неконкурентоспособных предприятий и технологических циклов; стимулирование роста более эффективных (в том числе инновационных) отраслей; ликвидация избыточной занятости, обеспечение перетока рабочей силы в новые производства.
Эти задачи можно выполнить, обеспечив работу рыночных механизмов (в том числе квазирыночных в социальных и инновационных отраслях, где преобладают государственные и муниципальные учреждения), а также быстро и существенно подняв эффективность государственного управления и бюджетных расходов.
Непременным условием устойчивого роста в новых условиях представляется достижение сбалансированности основных макроэкономических параметров.
Таким образом, в 2011 г. представляется необходимым подготовить и по возможности широко обсудить посткризисную модель роста российской экономики, ее основные варианты в сложившихся макроэкономических и социальных условиях.
Принципы организации работы экспертной работы
В ходе работы над предшествующими версиями программных документов обществу, как правило, не представлялись альтернативные варианты экономической политики, в том числе реально обсуждаемые Правительством. Это ограничило возможности учета вариантов политики в разных ресурсных условиях и применительно к ограниченности ресурсов, но и сделало негибким само государственное планирование. Если до 2008 гг. такой подход был возможен в силу наличия финансовых резервов, то в нынешней ситуации бюджетного дефицита он больше не имеет оснований.
Результатом такого подхода является недостаточная обеспеченность целей и задач программы финансовыми ресурсами. В целом ряде секторов экономики и социальной сферы ресурсы направляются не на достижение целей в плановый период, а на продвижение к этим целям (тогда как достижение целей откладывается на неопределенный срок). В сложившихся условиях необходимо еще раз вернуться к выбору приоритетных целей государственной политики, которые должны быть обеспечены в плановый период и подкреплены достаточными финансовыми ресурсами.
Необходимо вернуться к решению задачи совершенствования государственного управления, имея в виду упрощение и повышение прозрачности административных процедур и принятия решений, а также формирование эффективного контракта с государственными служащими.
При организации работы экспертной работы предполагается публичное обсуждение альтернативных моделей развития страны. Это будет вовлекать общество в процесс осознанного выбора экономической и социальной политики в условиях ограниченных ресурсов, когда любые изменения неизбежно затрагивают интересы тех или других социальных групп. Последнее представляется особенно важным как противовес безответственной социальной демагогии в условиях начала нового электорального цикла.
Для участия в такой работе будут приглашаться эксперты, представляющие различные позиции, но готовые к конструктивному диалогу и ориентированные на практическое решение стоящих перед страной проблем. Целесообразно привлечь к обсуждению руководителей субъектов Российской Федерации, а также экспертов, представляющих реалии основных регионов страны. Желательно участие представителей ведущих бизнес-структур, руководителей СМИ и лидеров профессиональных сообществ.
Считаем целесообразным строить программу не по отраслевым, а по взаимосвязанным проблемным блокам, каждый из которых будет представлять собой проект достижения определенной цели, имеющей ключевое значение для обеспечения социальной динамики, общественного согласия, укрепления позиций России в мире, повышения уровня и качества жизни граждан, уверенного экономического роста на основе прогрессивных структурных сдвигов и макроэкономической стабильности, развития демократии и федерализма, усиления гарантий безопасности граждан и правопорядка, повышения эффективности государственного управления.
Работа над каждым из блоков предполагает:
оценку достижения целей программных документов Правительства России, начиная с 2000 года;
оценку международного опыта решения таких или подобных задач и применимости этого опыта в российских условиях;
идентификацию основных вызовов предстоящего десятилетия, формулирование задач, оценку возможностей, ограничений и рисков, связанных с их реализацией, определение оптимальных подходов к их достижению;
прогноз социальных реакций на варианты политики;
общественное обсуждение основных вариантов политики, включающих "цену для общества" каждого варианта;
подготовку "дорожной карты", скоординированной с "дорожными картами" других блоков по содержанию, ресурсам и срокам.
На основе проведенной работы необходимо подготовить проекты нормативных актов, обеспечивающих выполнение принимаемых решений не на уровне проведения мероприятий, а на уровне достижения целей.
В качестве примеров направлений, которые могли бы стать предметом экспертной проработки, можно назвать следующие:
1. Новая модель экономического роста
обеспечение макроэкономической и социальной стабильности
бюджетная и денежная политика, пенсионная система
стабильность условий собственности и контрактов
переход от стимулирования инноваций к росту на их основе
обеспечение конкуренции и развитие малого с среднего предпринимательства.
2. Человеческий капитал и обеспечение роста качества жизни
рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика
сокращение неравенства и преодоление бедности
здоровье и среда обитания человека
3. Эффективное государство и новый "социальный контракт" между властью, бизнесом и обществом
реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика
повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, новая контрактная система
оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций и функций собственника
обеспечение прозрачности и обратной связи с гражданами и бизнесом
обеспечение безопасности личности и прав собственности
4. Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации.
5. Международная позиция России: экономические ориентиры и направления интеграции (в том числе развитие экономической и социальной интеграции в пост-советском пространстве).
Подготовка предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период дл 2020 года предполагает формирование экспертных групп по блокам (проектам).
Экспертные группы должны формироваться на персональной основе и включать специалистов, по возможности представляющих разные позиции в экспертном сообществе. Необходимо обеспечить непосредственное участие в работе экспертной площадки руководителей ведомств. Привлечение ведущих международных экспертов позволило бы учесть имеющийся опыт развития соответствующих секторов экономики. Важным также представляется включение в работу руководителей регионов России и экспертов, представляющих реалии социально-экономической ситуации в регионах.
Для эффективности работы важно, чтобы экспертные группы имели возможность периодически докладывать результаты своей деятельности руководству страны. Необходимо обеспечить информационную открытость, публичность проводимой работы. Это может быть реализовано в формах создания специализированного сайта, участия ведущих СМИ в экспертных семинарах, а также проведения выездных семинаров в регионах России.
Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Высшая школа экономики могли бы взять на себя организацию экспертной работы с привлечением ведущих российских и иностранных специалистов, обеспечение взаимосвязи текущей деятельности экспертных групп, а также подготовку итогового материала.
Просим согласиться с предлагаемым набором мер.
Я.И.Кузьминов, В.А.Мау