Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Российские власти хотят дать второе дыхание принятой в конце 2008-го программе экономического развития до 2020 года. Они намерены доработать программу с привлечением широкого круга экспертов и сделать этот процесс максимально прозрачным и публичным. Будут задействованы интернет-ресурсы, СМИ. Уже создана 21 экспертная комиссия, которой предстоит написать документ, который может стать "дорожной картой" развития отечественной экономики.
Как феникс из пепла
Разработка и принятие "программы 2020" сопровождалась широкой PR-кампанией. Но ребенок родился мертвым, в том смысле, что программу принимали в разгар кризиса, и было ясно, что многие ее экономические параметры теперь не могут быть выдержаны. Когда экономика падает - трудно всерьез воспринимать документ, предполагающий ежегодный рост ВВП на уровне 6,5%. А потом, в какой-то момент, сложилось впечатление, что о программе как-то забыли, что и не удивительно - в кризис были дела поважнее.
Теперь кризис завершен, так, по крайней мере, считает российское руководство, а значит, пора думать о развитии. Кроме того, на носу выборы, как ни крути, обсуждение масштабной экономической программы укладывается в логику предвыборной борьбы.
Вместе с тем очевидно, что программа долгосрочного стратегического развития нужна, хотя бы потому, что есть проблемы, - скажем, пенсионная реформа, - для решения которых требуется не год, не два, а десятилетия. В том, что долгосрочные программы корректируются, тоже нет ничего страшного - современная экономика изменчива и требует гибкого, прецедентного мышления. Но так же очевидно, что эффективная программа невозможна без отказа от ряда сложившихся стереотипов.
Инновации и спекуляции
Понятно, что авторам новой версии 2020 придется пересмотреть макроэкономические показатели - как ни крути, а докризисных темпов прироста ВВП нам в ближайшие годы не достичь. Но главное в другом. Экономическая политика нашего государства изобилует противоречиями. О некоторых, - например, о невозможности одновременно выполнять высокие социальные обязательства и вкладывать деньги в экономическое развитие, - говорят много и долго. О других, как, например, о невозможности одновременно в массовом порядке импортировать дешевую рабочую силу и развивать высокотехнологичные отрасли, заговорили совсем недавно. По-прежнему открыт вопрос об отношении к виртуальной экономике. Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает необходимым признать "спекулятивную сущность" нынешней российской экономики и принять меры для ухода от спекулятивной модели.
Непомерно разросшаяся финансовая надстройка - беда не только России, но западные страны эту проблему, по крайней мере, признают и делают попытки (пусть довольно робкие) ограничить спекулятивную составляющую своих экономик. А российские власти живут мечтами о создании в Москве международного финансового центра. Несмотря на предупреждения многих экономистов о том, что этот финцентр неминуемо станет центром притяжения спекулятивных капиталов.
Председатель комитета ГД по экономической политике Евгений Федоров, к примеру, считает, что в России сложилась благоприятная ситуация для формирования денежных потоков, "которые сейчас находятся за границей". Слишком много сомнений, что эти деньги притекут в страну в виде прямых инвестиций.
Говорите, вас слушают
Очевидно, что одной лишь экономикой не обойтись. Уж очень тесно экономические проблемы переплелись с социальными, политическими и т.д. насыщение рынка высококвалифицированной рабочей силой невозможно без решения проблемы профессионального образования и образования вообще. Технологическое развитие невозможно без создания конкурентной среды. А развитие конкуренции, в свою очередь, требует преобразований административной системы, а здесь не обойтись без борьбы с коррупцией.
Будет ли новая программа содержать ответы на все эти вопросы, пока не известно. Пока, пожалуй, главной отличительной чертой новой программы должна стать ее публичность. Власти пообещали привлечь не только максимальное число экспертов, но и СМИ, создать специальные интерактивные интернет-сайты.
Публичность работы и необходимость широкой общественной дискуссии - вопрос тоже неоднозначный. В России не действует система прямой демократии, как в Швейцарии, где любой гражданин может инициировать референдум, и результаты этого референдума будут обязательными для властей. Будь то запрет на строительство минаретов или разрешение на хранение штурмового оружия. То есть закон о референдумах у нас есть, но на практике этот инструмент не используется. Все прочие формы общественного обсуждения так или иначе могут быть сведены к формуле: вы говорите, что хотите, а мы сделаем так, как считаем нужным. Во всяком случае, результаты общественных дискуссий по новому закону "Об образовании" или закону "О полиции" оставили довольно неоднозначное впечатление.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции