25 февраля в России стартует Год Испании. О предстоящих мероприятиях, запланированных на этот год, и перспективах увеличения российского турпотока на испанском направлении РИА Новости рассказал советник по туризму посольства Испании в Москве Феликс де Пас Гарсиа-Диз.
- Как бы вы могли охарактеризовать 2010 год с точки зрения туризма и, в частности, ситуацию на российском рынке?
- Ситуацию в туризме в 2010 году можно охарактеризовать двумя основными моментами. Во-первых, Испания стала выглядеть в представлении россиян консолидированным туристическим рынком. Я имею в виду то, что после мирового экономического кризиса, после падения спроса на всех рынках в 2009 году, восстановление туристической отрасли Испании в прошлом году подтвердило ее устойчивость, прочность и важность для российского туриста. Второй важный момент заключается в том, что Испания в очень короткие сроки может превратиться в одно из излюбленных мест отдыха россиян. Почему? Потому что нами создана основа для выдачи виз, которая обладает достаточной гибкостью, что практически снимает проблему с получением виз для россиян, в том числе устраняет психологические барьеры у туриста из России. С другой стороны, 2011 год, который назван Годом Испании в России и России в Испании, открывает огромные возможности как для испанских организаций, занятых в туротрасли, так и российских туроператоров с точки зрения улучшения их деятельности.
- Не могли бы вы в подтверждение вышесказанного привести статистические данные по количеству российских туристов, выбравших Испанию местом своего отдыха?
- Да, конечно. Данные, которыми мы располагаем на сегодня, говорят о значительном увеличении числа выданных виз консульствами в Москве и Санкт-Петербурге в 2010 году. Прирост составил 53% по сравнению с предыдущим периодом. Это, в переводе на показатель численности российских туристов на испанском направлении, означает прирост в размере 42% по сравнению с 2009 годом.
- Сколько всего иностранных туристов посетило Испанию в 2010 году?
- Более 52 миллионов человек из разных стран. При этом британский рынок не закончил процесс восстановления, а вот немецкий, напротив, показал положительную динамику. Значительные результаты по росту турпотока зафиксированы из северных стран Европы - на уровне 16%, а также из Италии, количество туристов из которой выросло примерно на 10-12%. И все же самый лучший показатель у России. В целом, если говорить о странах-лидерах по числу туристов, посещающих Испанию, то на первом месте остается Великобритания, на втором - Германия, на третьем - Франция.
- Какие направления в Испании наиболее популярны у российских туристов?
- Если смотреть на результаты распределения турпотока в 2010 году по регионам, то видно, что Каталония, Валенсия, Мадрид и Канарские острова испытали прирост потока, хоть и в разной степени. Так, Канарские острова выросли на 15%, Мадрид - на 9% , Каталония - примерно на 5-7%. Число российских туристов, выбирающих местом своего отдыха Валенсию, тоже выросло, причем значительно - на 10%. Единственным направлением, куда снизился турпоток из России, пусть и незначительно, стали Балеарские острова. Этот результат не может говорить об общей тенденции, но причину нам еще предстоит определить. Главные туроператоры делают ставку на это направление, планируется открытие маршрута на Ибицу, который будет обслуживать прямые чартерные рейсы из Москвы. Запланирована также большая рекламная кампания. Я уверен, что это небольшое снижение очень быстро выправится. То есть, если говорить, что наиболее популярно у россиян, то это Каталония, Канарские острова, в меньшей степени Андалусия, а затем Мадрид и Барселона.
- Каковы основные проблемы, с которыми вам довелось столкнуться в прошлом году?
- Я бы назвал это не проблемами, а задачами. Главных среди них две. Первая - убедить туроператоров в том, что надо открывать и развивать новые направления внутри Испании. Задача уйти от двух основных направлений в Испании - Барселоны и каталонских побережий и Канарских островов. Нужно продолжить двигаться по начатому пути, пути открытия новых направлений внутри страны. Это наш приоритет. Вторая задача - создать спрос на Испанию у туристов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Уже сейчас туроператоры подняли прямые чартеры в Испанию из 18 городов России. Это реальность, и единственное, что нужно сделать, - интенсифицировать процесс.
Появление новых мест, где желающие могут получить испанскую визу, призвано облегчить сам процесс получения виз, сократить сроки их оформления. Мы бы хотели донести до всех россиян, что Испания делает все возможное, чтобы сделать визовый режим как можно более гибким.
Рассматриваются вопросы о выдаче многократных виз сроком на один год. И если страны ЕС в ближайшее время не примут решения о переходе к безвизовому режиму в отношениях с Россией, а Испания очень заинтересована в этом, то очередной мерой по упрощению визового режима с РФ в будущем может стать увеличение срока действия многократной визы, например, до двух лет. А это уже равносильно отмене виз. Такова политика Испании в отношении виз - чтобы не было проблем у туристов. Для нас российский рынок очень важен, мы являемся друзьями и партнерами, и мы хотим улучшить наши отношения на туристическом рынке, где у нас есть много возможностей.
- Каковы основные тенденции на испанском туристическом рынке?
- Основная - повысить конкурентоспособность Испании как туристического направления. Испания считается ни дорогим, ни дешевым направлением. Мы хотим воплощать в жизнь важные проекты и мероприятия, где наше положение считается конкурентоспособным. А это означает - предлагать очень хороший продукт по разумной цене. Это наша схема. Испания располагает бесконечным множеством доступных туристических зон, куда можно добраться из множества стран Европы, в том числе и России. Дорога занимает разумное время, а на месте туристов ждет прекрасная внутренняя инфраструктура.
По Испании можно путешествовать на высокоскоростных поездах. К примеру, от Мадрида до Валенсийского побережья или Коста-Бланки можно домчаться всего за полтора часа. Имеются и строятся новые прекрасные аэропорты. Вся эта инфраструктура делает Испанию более конкурентоспособной. Кроме того, большая часть турнаправлений обладает прекрасным гостиничным фондом. На некоторых из них требуется провести работы по его обновлению с целью, опять же, повышения конкурентоспособности. Например, на курортах Ла-Пальмы, которые считаются важным местом отдыха для европейских туристов, в том числе и для россиян. Там существует программа по обновлению всей пляжной зоны, включая отели, пляжи, парки и общественные места. Все это делается для того, чтобы при покупке тура в Испанию русский турист знал, что за свои деньги он получает адекватный продукт: ни дешево, ни дорого, а по справедливой цене. И чтобы он мог найти разнообразные качественные предложения и места, где бы хотелось провести свой отпуск.
Вторым важным моментом является развитие испанского направления, богатого своими культурными и гастрономическими традициями. В Испании находится 13 городов, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ни одна другая страна в мире не может похвастаться таким количеством городов, которые бы были в этом списке. Именно в Испании в настоящее время работает большинство из 10 лучших шеф-поваров в мире. Таким образом, перед нами стоит задача объединить культуру этих 13 городов с гастрономическим богатством, которыми бы могли наслаждаться приезжающие к нам туристы.
- Каковы прогнозы офиса по туризму Испании в отношении российского рынка на 2011 год?
- У нас есть первые статистические данные за январь 2011 года, которые можно назвать очень показательными. Генеральное консульство в Москве сообщило нам, что число выданных виз за первый месяц года выросло на 17% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Эти данные очень важны, так как они позволяют понять тенденцию и подтверждают рост интереса у россиян к испанскому направлению. Большинство туроператоров, с которыми мы говорили, в 2011 году планируют увеличение своих предложений в Испанию на 10-20%, что говорит об их доверии к испанскому турсектору.
- Как вы планируете продвигать испанское направления на российском рынке в наступившем году?
- Перед нами стоят две главные задачи. Первая заключается в том, чтобы донести до российского рынка осознание и понимание туристического имиджа Испании, то есть те основные его характеристики, которые имеются в виду всегда, когда идет речь об этом направлении. Мы хотели бы, чтобы в сознании российского туриста Испания ассоциировалась с такими понятиями, как качество, конкурентоспособность, разнообразие услуг, стиль жизни и т.п. В 2011 году мы планируем провести широкую рекламную кампанию, направленную как на продвижение имиджа Испании под лозунгом "Испания, ты мне нужна!" (I need Spain), так и совместные акции вместе с основными туроператорами, работающими на этом направлении. Потому что мы хотим, чтобы наше послание о том, что Испании есть что предложить, дошло до российских туристов.
С другой стороны, говоря о конкретных мероприятиях в этом году, могу отметить, что запланировано большое число совместных акций. Так, в марте в московском Манеже пройдет выставка, посвященная Испании. Мы, разумеется, примем участие и в туристических выставках MITT и "Интурмаркет". Король и королева Испании в феврале откроют в Эрмитаже выставку, на которой будут представлены работы из мадридского музея Прадо. Аналогичная выставка состоится в конце года в Прадо, где посетителям будут показаны шедевры из Эрмитажа.
В качестве приглашенной страны Испания также примет участие в летнем экономическом форуме, который пройдет в июне в Санкт-Петербурге.
В конце мая - начале июня мы планируем провести неделю Испании в Москве, в рамках которой предусмотрено мероприятие с участием всемирно известного шеф-повара Феррана Адрия и других знаменитых испанских мастеров, которые продемонстрируют свои умения и фантазию в различных московских ресторанах. Мы также хотим провести презентации ночной жизни Мадрида и Барселоны в клубах и на других площадках Москвы. В торговых центрах российской столицы пройдут различные презентации для широкой публики. Одним словом, у нас заготовлена целая серия мероприятий по продвижению Испании в Москве.
- Планирует ли офис по туризму использовать социальные сети для продвижения Испании на российском рынке?
- Испания - одна из стран, которая делает ставку на социальные сети, которые формируют мнение в интернете. И мы обязательно должны там присутствовать. Так, у страницы туризма Испании в Facebook более 270 тысяч подписчиков. В 2011 году мы планируем сделать в российской зоне Twitter и Facebook свои странички на русском языке. Кроме того, в социальных сетях будет продвигаться и основной портал об Испании - Spain.info, уже имеющий русскоязычную версию.
- Какие мероприятия запланированы в рамках вашей рекламной кампании I need Spain?
- Во время проведения недели Испании в Москве мы планируем провести несколько мероприятий в социальных сетях. Например, мы проведем несколько акций на улицах города, собирая друзей посредством соцсетей, организуя в местах, где может собраться много людей, розыгрыши путешествий и конкурсы. Кроме того, мы хотим организовать флэшмобы в разных уголках Москвы, также с помощью соцсетей. Мы ведем переговоры с одним из московских вузов о сотрудничестве по проекту, который также будет осуществляться через социальные сети. Таким образом, у нас есть несколько проектов в этой области.
- Планируете ли вы привлекать сборную Испании по футболу к продвижению туристических возможностей Испании на российском рынке России? Если да, то кого из звезд конкретно?
- Мы будем стараться сделать так, чтобы сборная Испании по футболу приехала в Россию. Институт туризма Испании, подведомственный Министерству промышленности, туризма и торговли страны, заключил соглашение со сборной о том, что игроки будут представлять бренд Испании. В настоящее время мы ведем переговоры с ФИФА о проведении в РФ в 2011 году товарищеского матча с российской сборной. Кроме того, готовится подписание соглашения с мадридским "Реалом", игроки которого также будут представлять бренд Испании. Может быть, они даже смогут приехать в Россию и тоже провести здесь игру. Если это не получится, мы планируем использовать определенные маркетинговые стратегии, используя имидж "Реала" и его игроков для организации различного рода мероприятий в Москве. То есть мы постараемся, чтобы спорт, а Испания очень спортивная страна - всем известны наши успехи в футболе, баскетболе, гольфе, авто- и мотогонках, - послужил продвижению имиджа страны. Наши известные спортсмены, например футболисты или Хорхе Лоренцо, будут выступать в качестве наших послов и представлять бренд Испании в России.
- Что вы можете сказать по поводу последних событий в Египте? Будет ли отток туристов из Страны пирамид благоприятен для туриндустрии Испании?
- Реальность заключается в том, что Египет считается главным туристическим зимним направлением у россиян. И политическая ситуация в стране, и беспорядки ударят по нему и по деятельности туроператоров. И в этой ситуации, согласно той информации, которой я располагаю, часть туристов, которые купили туры на февраль или март в Египет и которые имеют право перебронировать их на более поздние даты, предпочитают менять направление. И среди таковых направлений - Испания. Есть туроператоры, которые интенсивно начали предлагать отдых на таком зимнем для россиян направлении, как Канары. Канарские острова - очень популярное направление зимнего отдыха для многих европейских стран, как то Франция, Италия, Великобритания, Германия и Нидерланды. И очевидно, что многие туроператоры увеличивают число мест, расширяют свои предложения, в том числе на побережьях Испании, включая Балеарские острова. Как будет развиваться ситуация, предсказать невозможно. Мы не знаем, как долго будет длиться кризис, что будет после его окончания, но существует реальность, говорящая о том, что часть российских туристов поедет в другие страны, среди которых будет Испания. Это реальность, c которой мы сталкиваемся сегодня.
- Что тормозит развитие российского туризма на испанском направлении?
- Традиционно основным препятствием была необходимость в получении визы. Но, кроме того, существует еще психологический момент. За время моей работы в России, а я здесь нахожусь около пяти месяцев, я говорил со многими представителями турбизнеса страны, пытаясь понять, что нужно этому рынку, определить его потребности. И среди прочих проблем я бы выделил психологический момент, который очень важен. Существует много людей, которые считают, что, если бы Испания не требовала визы, через год, максимум - два, можно было бы удвоить число туристов на нашем направлении. Давайте посчитаем. В этом году мы планируем принять, если все будет нормально, до 700 тысяч туристов из России. И представьте себе, что через год или два эта цифра будет удвоена при условии отмены виз. Это реально. Но нам надо много работать, чтобы убедить российского туриста в том, что сейчас нет особой проблемы в получении испанской визы. А введение многократной визы сроком на один год, которая в будущем, возможно, будет выдаваться на два года, практически означает ее отмену. Устранив эту психологическую проблему, мы можем удвоить турпоток из России и принять до 1,3 миллиона человек. Это будет нашим огромным успехом. Испания может принять всех этих туристов, ведь она - один из лидеров на туристическом рынке. С другой стороны, экономика России развивается, ее туристический рынок - один из наиболее динамичных в мире. То есть потенциал огромен.
Согласно статистике, которая публикуется в мире, турист, однажды приехавший в Испанию, возвращается к нам, причем по нескольку раз. Почти 40% туристов, приезжающих в Испанию из европейских стран, посещали ее семь и более раз в течение пяти лет. Это означает, что наша страна пользуется доверием у туристов из этих стран. Та же цель стоит перед нами и в России. Мы хотим, чтобы российский турист возвращался к нам. И вопрос здесь не в цене поездки. Речь идет об опыте, впечатлениях, которые получает турист, побывав в Испании, которой есть что предложить. И мы уверены, если турист один раз приедет к нам, он захочет вернуться сюда.