Рейтинг@Mail.ru
Следствие по делу о катастрофе Ту-154 подтверждает выводы МАК - РИА Новости, 18.02.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Следствие по делу о катастрофе Ту-154 подтверждает выводы МАК

© РИА Новости / Георгий Куролесин | Перейти в медиабанкБортовые самописцы польского самолета Ту-154М, разбившегося 10 апреля под Смоленском
Бортовые самописцы польского самолета Ту-154М, разбившегося 10 апреля под Смоленском
Читать ria.ru в
Дзен
После завершения технического расследования причин катастрофы, проведенного МАК, продолжается расследование уголовного дела. Следствие должно установить причины и условия, приведшие к авиакатастрофе, и лиц, виновных в этом происшествии, а ход расследования Маркин и Гуревич прокомментировали в пятницу на брифинге в РИА Новости.

МОСКВА, 18 фев - РИА Новости. Следствие по уголовное делу о катастрофе самолета Ту-154 польского президента подтверждает выводы Международного авиационного комитета (МАК). Российские следователи и польские военные прокуроры с 1 по 16 февраля провели совместные следственные действия - повторный допрос ряда свидетелей, в том числе диспетчеров. Польскую сторону интересовали прежде всего действия диспетчеров и готовность аэродрома принимать самолеты в сложных погодных условиях, сообщили официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин и руководитель следственной группы по делу о катастрофе в РФ Михаил Гуревич.

После завершения технического расследования причин катастрофы, проведенного МАК, продолжается расследование уголовного дела. Следствие должно установить причины и условия, приведшие к авиакатастрофе, и лиц, виновных в этом происшествии, а ход расследования Маркин и Гуревич прокомментировали в пятницу на брифинге в РИА Новости.

По их словам, польская сторона отказалась от совместной пресс-конференции о ходе расследования катастрофы.

Президентский Ту-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. При посадке самолет зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. Погибли 96 человек, в том числе сам президент и его супруга, часть руководства страны. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях на месте массового захоронения жертв политических репрессий.

МАК 12 января этого года обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Действия диспетчеров

Следственный комитет России не имеет доказательств, которые бы опровергли выводы МАК, сообщил Гуревич.

Польская сторона ранее требовала включить в отчет МАК, что российские авиадиспетчеры якобы находились под давлением и совершили много ошибок, в частности не проинформировали экипаж польского Ту-154 об уходе с курса и не сообщили о плохой погоде и запасных аэродромах.

Прокуроры военной прокуратуры Польши совместно с российскими следователями провели с 1 по 16 февраля в Москве "ряд объемных и важных следственных действий". Польскую сторону интересовали, прежде всего, квалификация диспетчеров, подготовка аэродрома, действия и решения группы руководства полетами при приеме польских самолетов, сообщил официальный представитель СК Маркин.

По его словам, в соответствии с согласованным планом совместной работы в присутствии польских прокуроров были проведены дополнительные допросы в качестве свидетелей должностных лиц группы руководителей полетами, работавшие 10 апреля 2010 года на аэродроме "Северный" в Смоленске.

"В ходе допросов были подтверждены важные для установления истины по делу обстоятельства, касающиеся приема польского самолета. Получены ответы на все вопросы, представленные польской стороной. Персонал группы руководства полетами и другие должностные лица ответили на все вопросы, заданные российскими следователями и польскими прокурорами", - подчеркнул Маркин.

Это подтвердил и польский военный следователь подполковник Кароль Копчиккак. В пятницу на пресс-конференции в Варшаве он заявил, что польские следователи смогли задать российским авиадиспетчерам все вопросы по делу об авиакатастрофе под Смоленском и никаких проблем во время допросов в Москве не возникло.

Ранее МАК пошел на беспрецедентный шаг и опубликовал расшифровки записей с открытого микрофона, радиопереговоров и телефонных разговоров диспетчеров и руководства группы полетов, из которых следует, что экипаж был предупрежден о плохих погодных условиях и необходимости уйти на запасной аэродром.

Маркин рассказал, что на предложение Следственного комитета провести совместную пресс-конференцию о ходе расследования катастрофы польская сторона ответила отказом.

Как рассказал Гуревич, в рамках дела были допрошены более 130 свидетелей, и ни один из них не отказался давать показания, несмотря на то, что российское законодательство предусматривает такую возможность. На все вопросы были даны ответы. Диспетчеров и руководство группы полетов на аэродроме Смоленска спрашивали, оказывалось ли на них давление или повлияло ли что-то, чей-то приказ на принятие ими решения. Доказательств или каких-то сведений об этом нет, подчеркнул руководитель следственной группы.

Отвечая на вопросы, он отметил, что аэродром "Смоленск-Северный" является государственным аэродромом авиации РФ, и по своему оснащению и обеспечению полетов по согласованию между государствами мог принимать нерегулярные международные рейсы, как Ту-154.

Расследование

По словам руководителя следственной группы, расследование в РФ катастрофы польского Ту-154 вышло на последний этап, но сколько эта "финишная прямая" продлится по времени Гуревич затруднился сказать.

О завершении расследования, по его мнению, можно будет говорить только после того, как ни у одной из сторон больше не останется вопросов по ЧП, будут исчерпаны возможности получения доказательств и результатов экспертиз.

"Дело беспрецедентно, так как в данном случае в авиакатастрофе погибли первые лица государства", - напомнил руководитель следственной группы.

Гуревич рассказал, что специалисты Следственного комитета России проводили экспертизу останков всех погибших при падении польского самолета под Смоленском, и обнаружили алкоголь в крови главкома ВВС Польши Анджея Бласика. Материалы расследования МАК также свидетельствуют, что судмедэксперты обнаружили 0,6 промилле алкоголя в его крови. При расшифровке "черных ящиков" установлено, что Бласик находился в кабине пилотов во время посадки, завершившейся катастрофой. Согласно выводам экспертов, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске любой ценой, несмотря на предупреждения диспетчеров.

Между тем председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов сообщил в пятницу вечером, что по просьбе вдовы генерала Бласика Межгосударственный авиационный комитет уберет со своего сайта данные об итогах судмедэкспертизы. Морозов сообщил, что отчет был опубликован без купюр, поскольку польские СМИ неоднократно ставили под сомнение достоверность публикаций технической комиссии, а опубликованные факты искажали. Глава техкомиссии напомнил также, что именно польские авиационные эксперты по записи бортового речевого самописца определили, что генерал Бласик находился в пилотской кабине при полете самолета на посадочной прямой. Морозов заметил, что факты оказания давления на пилотов 36-го специального транспортного полка Республики Польша со стороны высокопоставленных пассажиров имели место и ранее. Однако, "относясь с уважением и искренним сочувствием к пожеланиям вдовы генерала Анджея Бласика, а также учитывая, что следственные органы РФ располагают материалами судебной медицинской экспертизы", на официальном сайте МАК оставлены только материалы, непосредственно подтверждающие выводы Окончательного отчета. Остальные материалы останутся в базе данных МАК, сообщил Морозов.

Официальный представитель СК РФ Маркин сообщил, что 11 февраля 2011 года в присутствии понятых и польских военных прокуроров в Межгосударственном авиационном комитете был вскрыт сейф, ранее опечатанный главным военным прокурором Польши и представителями МАК, в котором хранились оригиналы магнитных носителей бортовых самописцев Ту-154М.

"Претензий по условиям хранения и сохранности записей самописцев, заявлений и жалоб на ход следственных действий от присутствующих польских прокуроров не поступило, что было удостоверено их подписями", - сообщил Маркин.

Что касается передачи фрагментов и самописцев польской стороне разбившегося самолета Ту-154 президента Леха Качиньского, то она пока невозможна - с ними до сих пор работают эксперты, сообщил Гуревич.

Он сообщил, что обшивку самолета пришлось разрезать для того, чтобы достать фрагменты тел погибших. "Других причин для этих действий не было", - сказал следователь. Ранее польские СМИ высказывали мнение, что самолет разрезали, чтобы скрыть улики.

Потерпевшие

По делу об авиакатастрофе уже признаны пострадавшими уже более 70 человек, сообщил Гуревич. Около половины из них были признаны потерпевшими на процедуре опознания. Потерпевшим признается один из близких родственников погибшего, его права предусмотрены УПК, пояснил он. Все потерпевшие были допрошены, им были разъяснены права, в том числе и то, что они могут быть гражданскими истцами по уголовному делу, добавил Гуревич.

Мнение экспертов

Российские эксперты склонны считать причиной катастрофы низкий уровень подготовки польских пилотов. По словам заслуженного пилота СССР Олега Смирнова, при подготовке летчиков был допущен ряд ошибок. В частности они не были подготовлены по заходу на посадку в неточных системах, например, по метеоминимуму аэропорта, самолета или экипажа, рассказал Смирнов.

По его мнению, у экипажа не было слетанности, а польская сторона не выполнила технического рейса, который выполняется при полетах на незнакомый аэродром при полете туда первых лиц государства, и не изучила работу аэродромного оборудования и особенностей рельефа местности. Из выводов МАК следует, что экипаж не получал тренировок на тренажере по посадкам в экстремальных ситуациях, поскольку в этом подразделении нет такого тренажера.

Такого же мнения придерживается аккредитованный при МАК представитель Польши Эдмунд Клих. "Я уверен, что большинство причин катастрофы под Смоленском лежат на нашей стороне. Нельзя даже говорить о том, что есть какие-либо проступки со стороны России", - сказал Клих в эфире польского телеканала TVN24 после публикации отчета МАК и ответа на него польской стороны.

"Не может хороший экипаж при исправности самолета - а информации, что Ту-154 был неисправен, нет - так осуществлять посадку", - сказал Клих. Это ошибки в обучении пилотов, полагает он.

По его словам, пилоты знали о плохих погодных условиях в Смоленске, а присутствие в кабине пилотов главы ВВС Анджея Бласика было недопустимым.

Сразу после трагедии польские СМИ напоминали о происшествии с самолетом президента Качиньского в августе 2008 года. Тогда Качиньский, летевший вместе с лидерами Украины, Литвы и Эстонии в Грузию, приказал пилоту совершить посадку в Тбилиси, однако тот из соображений безопасности отказался подчиниться указаниям главы государства - аэродром был закрыт из-за плохой погоды. В итоге самолет приземлился в Азербайджане, а в Тбилиси лидеры четырех стран добирались автотранспортом. Пилот уволился из ВВС после того, как депутаты направили запрос в прокуратуру с требованием возбудить против него уголовное дело за невыполнение приказа главы государства. Второй пилот того рейса стал командиром экипажа, и именно он находился за штурвалом разбившегося под Смоленском президентского лайнера.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала