МОСКВА, 18 фев - РИА Новости, Ирина Саминская. Первый в России центр изучения концептуальной культуры - одного из основных художественных направлений прошлого столетия - открылся в пятницу в Ижевске онлайн-презентацией, состоявшей из видеозаписей акций группы КД ("Коллективные действия"), которые вошли в "золотой фонд" концептуализма в России.
Для понимания концептуализма, по мнению одного из его основоположников, художника Андрея Монастырского, представляющего Россию на Венецианской биеннале этого года, требуется немалая интеллектуальная подготовка. Теоретическая подкованность требовалась и для восприятия пятничной онлайн трансляции: разобраться в видеофрагментах мог бы только участник самих акций, поскольку видео шло в плохом разрешении и с большими помехами. На экране, представлявшем собой белый кусок ткани на фоне белой стены, демонстрировались акции "КД" 1980-х годов.
Учредителями Центра стали редакция газеты "Известия Удмуртской республики" и две столичных институции - МАНИ (Московский архив нового искусства) и Е.К.АртБюро. МАНИ существует с 1970 года и занимается как раз концептуалистами, а Е.К.АртБюро представляет коллекцию МАНИ на выставках в России, Бельгии, Германии и Испании.
Последняя выставка, посвященная движению, прошла в московском фонде "Екатерина". Ее куратором была директор Е.К.АртБюро Елена Куприна-Ляхович. В ходе презентации ижевского центра Куприна-Ляхович охарактеризовала представленное зрелище в духе самих концетуалистов: "Я понимаю, что непонятно, но вот за этим мы и делаем, чтобы стало понятно".
Название течения идет от концепции, возникающей, как постулируют его теоретики, раньше образа. Например, каждый проект "КД" сначала описывался, а затем реализовывался - движение, зародившееся в Москве в 1980-е годы, за все время своего существования не предприняло ни одной импровизированной акции. акции. В круг участников входили Андрей Монастырский, Иван Чуйков, Франсиско Инфантэ, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Игорь Макаревич, Елена Елагина, Илья Кабаков и многие другие. Позднее теоретик Борис Гройс определил это направление как "московский романтический концептуализм", и под этим названием оно вошло в историю искусства.
Примечательно, что петербургский Эрмитаж, который также собирается участвовать в Венецианской биеннале, тоже повезет туда концептуализм - а именно, архив Дмитрия Пригова, скончавшегося в 2007 году.