Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
С 1 мая 2011 года все кодеиносодержащие препараты в России будут отпускаться только по рецепту врача. Проект постановления правительства о рецептурном отпуске кодеиносодержащих препаратов уже подготовлен, заявил в конце прошлой недели директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов. Причина в том, что количество наркотиков, которые выделяют из лекарств, свободно продающихся в аптеках, выросло в десять раз. "Объемы уголовных дел выросли в 10-30 раз по этим наркотикам", - сказал директор ФСКН.
Кодеин – наркотический анальгетик. Он входит в состав часто используемых гражданами лекарств. "Коделак", "Терпинкод", "Кодтерпин" россияне принимают при простудах, эти препараты обладают противокашлевым и отхаркивающим действием. "Пенталгин Н", "Нурофен Плюс", "Седалгин", "Седал-М", "Солпадеин", "Каффетин" - популярные обезболивающие, применяемые при головной и зубной боли, артрите. Микстуру Бехтерева используют как успокаивающее лекарство.
Яд из лекарства
Из-за относительно невысокой цены кодеиносодержащие препараты используют для изготовления дешевого наркотика дезоморфина.
По словам главного нарколога России, директора Московского научно-практического центра наркологии Евгения Брюна, четверть российских наркоманов "сидят" на дезоморфине.
При приеме дезоморфина происходит быстрое истощение нейрогормональной и эндокринной систем организма. Пациенты выглядят намного старше своих лет, у них разрушаются зубы, ногти, волосы. Нарушается работа сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, ухудшается память, повышается утомляемость, сужается круг интересов. Применение дезоморфина ведет к депрессии, появлению галлюцинаций, бреду, попыткам самоубийства. Снижение иммунитета приводит к гнойному поражению кожи и внутренних органов, общему заражению крови. Привыкание к этому препарату наступает практически сразу. "Дезоморфиновые" наркоманы живут не больше года.
Лекарство должен назначить врач
Продажа кодеиносодержащих лекарств по рецепту должна снизить число так называемых "дезоморфиновых наркоманов". Правда, гражданам, которые не употребляют наркотики, новация принесет ряд неудобств. Им придется подобрать себе другой обезболивающий препарат. Врачи говорят, что у "кодеиновых" лекарств есть другие аналоги. К примеру, "Нурофен" можно заменить на препараты, содержащие диклофенак.Правда, в идеале, конечно, назначить лекарство должен врач, а не провизор в аптеке и уже тем более не сам пациент. "Самолечение стало большой проблемой для российского здравоохранения, - говорит РИА Новости сопредседатель Всероссийского союза пациентов Александр Саверский. – От безрецептурной продажи антибиотиков и обезболивающих вреда больше, чем пользы".
Правда, тут возникает другая проблема: чтобы попасть на прием к терапевту в районной поликлинике и получить рецепт, нужно не работать (время приема доктора ограничено) и вдобавок страдать бессонницей (очередь на запись к врачу приходится занимать часов в семь утра). Желающие получить рецепт на запрещенные препараты будут увеличивать очереди.
Еще один вопрос касается простоты выписки рецепта пациенту на кодеиносодержащий препарат. Ведь чем выше концентрация наркотических веществ в препарате, тем сложнее процедура получения рецепта на него, говорит Александр Саверский. Врачи вряд ли захотят возиться с выпиской рецепта на кодеиносодержащий препарат без острой необходимости. Значит, пациентам для получения "бумажки" придется пройти комплексное медицинское обследование.
Интернет-аптекам рецепт не нужен
Теперь об особой роли аптечных сетей в противодействии наркомании. Дело в том, что провизоры не могут не понимать, для каких целей человек регулярно покупает у них несколько десятков пачек, например, "Седалгина", но отказать ему в покупке пока не могут. Запрет продажи препарата без рецепта должен положить конец такому "наркошопингу".
Реализации благих целей могут препятствовать несколько проблем. Во-первых, аптеки могут торговать неучтенными партиями лекарств или, спрашивая наличие рецепта, продавать лекарство без его предъявления. Как говорит Александр Саверский, за это аптека может лишиться лицензии, но он "не слышал, чтобы хоть одну аптеку за такой проступок закрыли".
Вторая проблема – развитие интернет-торговли.
Хотя, по экспертным оценкам, доля интернет-аптек не превышает 1% даже в Москве, они вполне могут стать лидерами по количеству продаж некоторых препаратов.
Торгуя лекарствами, отпускать которые нужно только по рецепту, сайт интернет-аптеки честно задает вопрос о наличие рецепта. В ответ пользователь ставит "галочку" в нужном "окне", после чего ему на дом привозят нужный медпрепарат. Сам рецепт курьер даже не спрашивает. Получается, что без усиления контроля государства за аптеками реализовать новацию будет сложно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции