МОСКВА, 18 фев - РИА Новости. Минувшая неделя состояла из внезапного обыска в галерее "Триумф", чуть менее внезапной отставки директора ярославского театра, ажиотажа вокруг фильма о Ходорковском на Берлинале, симфонии из этого фильма, которой, в отличие от пары солистов Мариинки, не досталось "Грэмми", и русско-итальянской дружбы.
Не ждали
В ночь на субботу в столичную галерею "Триумф" - бывший Дом приемов ЛогоВАЗа на Новокузнецкой - ворвались люди в масках с удостоверениям ФСБ, которые принялись взламывать сейфы, распиливать балки и выносить компьютеры. Владельцев галереи, Емельяна Захарова и Дмитрия Ханкина, внутрь не пустили; их адвоката Александра Добровинского - тоже. О том, что происходило с оставшимися за закрытыми дверями картинами Рубенса, Брейгеля и прочими ценными работами коллекции, равно как и о том, чем вызвано вторжение, оставалось только гадать.
К утру понедельника ситуация несколько прояснилась: оказалось, что полотна целы (забрали одни сейфы), а собственно к галеристам ни у кого претензий нет: все дело было в некоем Иване Назарове, то ли снимавшем в "Триумфе" комнату, то ли бывавшем там в гостях у друзей. И уже вокруг Назарова завертелось такое, что впору было сдавать подборку новостей голливудским сценаристам. Подпольный игорный бизнес; связи с подмосковной милицией; борьба следствия с прокуратурой. Злополучного Назарова за пару суток умудрились два раза выпустить и три раза арестовать; надо всем этим витала зловещая фигура Бориса Березовского, у которого параллельно французы арестовали две яхты и коллекцию картин. Сам опальный бизнесмен, правда, поспешил заявить, что никакими судами во Франции он вообще не владеет, да и о картинах ему ничего не известно.
Впрочем, дальнейшее развитие сюжета, по всей видимости, с современным искусством уже не будет связано. Захаров и Ханкин пообещали, что галерея "Триумф" немедленно возобновит работу в прежнем режиме.
Грэмминосцев прибавилось
Премия Grammy, которую считают музыкальным аналогом "Оскара", в очередной раз досталась российским классическим музыкантам. В разное время эту награду получали Владимир Ашкенази и Юрий Башмет, Евгений Кисин и Родион Щедрин, Максим Венгеров и Валерий Гергиев, а также оркестр и хор гергиевского театра - Мариинки. И вот снова главный петербургский театр оказался в фаворе: статуэтки достались его солистам Ильдару Абдразакову и Ольге Бородиной - за "Реквием" Верди, записанный Чикагским симфоническим оркестром при участии Чикагского же хора (это были "Лучший классический альбом" и "Лучшая хоровая музыка").
Посвященную Михаилу Ходорковскому симфонию Арво Пярта №4 и "Очарованного странника" Родиона Щедрина 20-тысячное жюри из членов Национальной американской академии звукозаписи своим вниманием обошло.
Лучшей певицей в жанре поп ожидаемым образом стала Леди Гага - ее наградили за сингл Bad Romance и за поп-альбом Fame Monster. Статуэтка за "Лучший альбом", ушла малоизвестной в России, но популярной в Америке группе канадской рок-группе Arcade Fire с пластинкой Suburbs. Лучшим исполнителем в жанре поп сочли молодого американца Бруно Марса (Bruno Mars), известного по композиции Just The Way You Are. Сенсацией стала победительница в номинации "Лучший молодой артист" 26-летняя чернокожая певица Эсперанса Сполдинг, а не всеобщий фаворит Джастин Бибер (тинейджеры, фанаты Бибера, были в ярости; исправить ситуацию смогли только награды Brit Awards, где Биберу выдали утешительный приз).
Сразу пять статуэток Grammy ушли к кантри-рок трио Lady Antebellum - в номинациях "Лучшая песня" и "Запись года" они неожиданно обошли таких тяжеловесов, как Эминем (Eminem) и Рианна (Rihanna). Однако Эминем получил приз за лучший рэп-альбом.
Лучшей поп-группой стали Train с композицией Hey, Soul Sister, лучшей роковой песней - Angry World Нила Янга (Neil Young), а лучшим рок-альбом - The Resistance знаменитой группы Muse. Jay-Z and Алиша Киз (Alicia Keys) получили две статуэтки Grammy за лучшую песню в стиле рэп и лучший рэп-дуэт, а за вклад в развитие музыки наградили Барбару Стрэйзанд.
Русский день в Берлине
Про то, что на фестивале Берлинале (вне конкурса, в программе "Панорама") есть документальный фильм о Ходорковском, международная публика узнала в тот момент, когда все материалы к этому фильму украли из студии режиссера, Сирила Туши. Пока полиция недоумевала, а фестивальная дирекция искала резервную копию, Туши по сотому кругу отвечал на вопросы журналистов (нет, он не знал, кто это сделал, и да, однажды во время съемок у него уже были проблемы).
В итоге билеты на премьеру разошлись так быстро, что для аккредитованной прессы не хватило мест - пришлось устраивать отдельный показ в другом зале. Шумиха была страшная; про "Ходорковского" писали в Guardian, Telegraph, El Mundo, Corriere della Sera и New York Times (фильм, вдобавок, оказался хорошим).
За всей этой суетой совершенно незаметно для нерусскоязычной фестивальной критики промелькнул замечательный фильм Миндадзе про Чернобыль под названием "В субботу" - не говоря уже об эффектно сконструированной, но какой-то неживой "Мишени" Зельдовича.
Закончится ли вся эта история какими-нибудь призами, станет ясно уже завтра: церемония награждения начнется в 21.00 по московскому времени.
Русский год в Италии
Прошлогодние французские сезоны имели в обеих странах такой успех, что развлечение решено было повторить: в 2011-м объявили итальянскую программу. Дмитрий Медведев и Сильвио Берлускони открыли ее в Риме, на фоне "Бегунов" Дейнеки, привезенного из Третьяковки.
Меню обещают богатое: Ла Скала в Большом и Большой в Ла Скале, флорентийский Боттичелли в Москве и эрмитажные леонардески в Павии, фильмы из венецианского фестивального конкурса - в кинотеатре "Пионер", наше кино - в венецианском конкурсе. Пока, правда, три четверти мероприятий значатся на сайте Минкультуры под грифом "в стадии обсуждения", но можно надеяться, что стороны почти обо всем договорятся.
Драма в трех актах
Борис Мездрич, один из самых уважаемых театральных директоров России, возвращается из Ярославля в Новосибирск. Вместе с ним из ярославского театра имени Волкова уходит главный режиссер Сергей Пускепалис, которого вся страна выучила в лицо после прошлогоднего триумфа "Как я провел этим летом" в Берлине.
За два с лишним года, которые Мездрич провел в Ярославле, театр успел привезти из Москвы "Золотую маску" и затеять фестиваль "Будущее театральной России", поставить 14 спектаклей и наладить контакт с публикой - но, похоже, не с городской администрацией (в местной прессе то и дело появлялись кляузы, намеки на неблагонадежность директора, его небрежное отношение к священным местным традициям и сложные отношения с прокуратурой).
Театр в Новосибирске тем временем утерял директора, Руслана Ефремова, скончавшегося в декабре при трагических обстоятельствах, и оркестр Теодора Курентзиса Musica Aeterna. Курентзис, которого в Новосибирск заманивал как раз Мездрич, перевез своих музыкантов в Пермь; Новосибирская опера окончательно осиротела. Но с какими сложностями связан переезд Мездрича - ярославскими или новосибирскими, - пока не известно.