Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Приближающуюся первую годовщину инаугурации президента Украины Виктора Януковича его избиратели встречают со смешанными чувствами. Наверно, не все предвыборные лозунги реально можно было воплотить, но по одному из них - повышению статуса русского языка в стране - отсутствие прогресса бросается в глаза.
Почему? Наверно, потому что тема эта громко звучала на выборах всех президентов Украины с 1991 года. И всякий раз (за исключением весьма сомнительного избрания Ющенко в 2005 году - в навязанном стране "третьем" туре с лояльной "оранжевым" избирательной комиссией) побеждал кандидат, обещавший повышение статуса русского языка.
Но после прихода к власти и днепропетровца Леонида Кучму, и дончанина Виктора Януковича как будто подменяли. Предвыборные обещания забывались, и украинский язык оставался единственным государственным, а русскому так и не достался даже статус языкового младшего брата - так называемого "официального" языка.
Не стоит забывать, что и Ющенко перед приходом к власти в 2005 году обещал сделать жизнь носителей русского языка на Украине "комфортной". Кульминацией комфорта стало придание покойному Степану Бандере статуса героя Украины и идея заменить обращение "Миша" в детском саду на "Михайлик".
Многие думали, что рана со временем затянется. Перейдут на украинский - и слава Богу. Нет, не затягивается. Языковая идентичность человека - штука консервативная. К тому же отлучение от одного из мировых языков (украинский, при всем уважении, мировым пока не является) закрывает перед молодым человеком многие двери в деловой карьере, науке, культуре. А при Януковиче происходит именно такое отлучение. Получить образование на русском языке на значительной части территории страны становится не просто трудно, а невозможно.
"В некоторых областях Украины уже не осталось ни одной русской школы, - заявил на организованном РИА Новости телемосте Москва-Киев руководитель украинского отделения Института стран СНГ Владимир Корнилов. - Опросы показывают, что 25 процентов киевлян хотели бы дать своим детям образование на русском языке. Но русских школ в городе - 1 процент, а детских садов вообще нет".
Нельзя сказать, что Янукович совершает какие-то конкретно направленные против родного для него русского языка действия - он просто НЕ меняет ту ситуацию, которая сложилась в стране при Кучме и Ющенко. Школы УЖЕ закрыты или переведены на украинский, а если учесть, что из-за финансовых трудностей закрываются и школы на украинском, об открытии новых образовательных учреждений с преподаванием на русском языке речь даже не идет. Назначение на пост министра образования Дмитрия Табачника, известного своим негативным отношением к насильственной украинизации, пока привело лишь к незначительному расширению использования русского языка в вузовском образовании - в первую очередь для иностранных студентов, число которых в стране тотчас возросло.
Но на серьезном уровне - на уровне средней школы, государственных учреждений, документов - даже скромные попытки возвращения русского языка в публичную сферу встречают ожесточенное сопротивление. Администрация Януковича требует от Табачника выполнения принятых более года назад указов Ющенко - Табачник недавно сам поведал об этом. А спикер Верховной Рады Владимир Литвин предложил в начале февраля не принимать новые законы образовательные и языковые законопроекты как "могущие вызвать раскол в обществе".
Если учесть, что под эту категорию попадают все законопроекты о русском языке и его использовании в сфере образования, логика господина Литвина становится понятной. В итоге у него с президентом Януковичем получается отличная и безопасная для обоих комбинация. Янукович не помогает русскому языку, потому что ему мешает парламент во главе с Литвиным, а Литвин терпит несправедливость в высших интересах - для единства общества. Итог очевиден - "а воз и ныне там".
Обычный аргумент националистов - в России на развитие украинского языка выделяется еще меньше денег. Если учесть размеры двух стран и процент русскоязычных на Украине и украиноязычных граждан в России, лукавство этого подхода становится очевидным. Что это, как не лицемерие - требовать для языка, являющегося родным для нескольких процентов населения страны (а именно таково положение украинского языка в России), такой же статус, как для языка, на котором свободно говорит почти вся страна и который для 30-40 процентов населения этой страны является родным (а именно таково положение русского на Украине).
Кого же боится Янукович в русском вопросе? Очевидно - агрессивно-активного националистического меньшинства, которое не смогло навязать свою победу ни на одних выборах, но упорно гнет свою линию в промежутках между выборами, когда терпимое и незлобивое украинское большинство занято работой и ежедневными заботами. Очевидно, украинскому президенту хотя бы минимальная лояльность этого меньшинства нужна для реализации его экономической политики.
"Президент не украинофоб и не украинофил. Ему вообще, похоже, нет дела до культур-мультур", - написал один из блогеров-комментаторов на сайте "Украинской правды". - Сфера его интересов - перераспределение финансовых потоков".
Опыт Кучмы показывает: в краткосрочной перспективе такая политика возможна, но впоследствии она неизбежно ведет согласившегося на нее президента к тяжелейшим проблемам, а иногда и к краху. Не хлебом единым жив человек - гуманитарные проблемы не стоит недооценивать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции