Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Если не присматриваться внимательно, то новости выглядят просто невероятно: "вопрос оккупации территорий Грузии со стороны России может быть рассмотрен парламентом Японии". А "верхушка Грузии готова порассуждать об оккупации японских островов Россией". Наконец, грузины намерены снять фильм об "оккупированных территориях", к которым "хотят подключить" и японскую сторону.
Бред и есть бред: чтобы Япония, одна из ведущих держав мира, унизилась до "территориального альянса" с Грузией, которая по итогам войны августа 2008 года стала если не международным изгоем, то чем-то вроде больного СПИДом (ему можно и нужно пожимать руку, но все равно как-то не по себе)?
Но, конечно, это и был бред. Ничего подобного никакие японцы, включая парламент, не говорили, это все – слова одного человека по имени Шота Малашхия, председателя временной парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности страны. Он имел встречу с японским послом в Тбилиси и после этой встречи высказался от души. Это грузинские пожелания к японскому парламенту, это грузинские планы снять кино, к которому, может быть, и хочется привлечь каких-нибудь японцев, но мало ли чего хочется. А вот японский посол, в отличие от Малашхии, ничего такого не говорил.
Они уже не вторые
И все же – почему на целых десять секунд веришь, что и правда создается японо-грузинский антироссийский альянс? Потому что Япония сейчас не та, что несколько лет назад. В теории там сейчас возможны любые дикости, которые обычно делают очень неквалифицированные и слабые правительства. Имя этим дикостям – плохо сдерживаемая депрессивная истерика, которую уже не первый год переживает вся японская нация.
Есть для таковой и новые поводы. В январе прошлого, 2010 года в комментарии "Год, когда Китай обгонит Японию: отсчет времени пошел" я предсказывал, что в течение 2010 года китайская экономика по общему объему ВВП превысит японскую. Выступать пророком было не так уж трудно, подсчеты на эту тему велись еще в 2009 году. И вот на днях, в феврале 2011 года, стало известно: и точно, в течение 2010 японцы откатились на третье место в мире, а китайцы вышли на второе и понеслись обгонять Америку.
Ну и что, вроде бы, такого. Во-первых, все было заранее известно, во-вторых, хорошо, что не первая (первых всегда бьют). Да и вообще, скажите это обитателям какой-нибудь Гвинеи, они четко ответят: да нам бы хоть до сотого места в мире дорасти. Или России – удержаться на десятом.
Но похоже, что общее настроение в Японии по этому поводу плохое. Сегодняшняя передовая в "Джапан таймс" на эту тему даже особо высказывается: если дух японского народа и дальше будет оставаться низким, это создаст дополнительные проблемы.
Грусть как причина проблем
Япония – уникальный случай страны, где депрессивность мышления – проблема сама по себе, и все прочее, включая малую скорость развития экономики, лишь производное от плохого настроения. Это, во-первых, страна, потерпевшая двойное поражение, оба от США. Одно – в 1945 году, и второе – в 80-е – ранние 90-е годы, когда японцы не только доросли до второго места в мире по объему ВВП, но и были на втором по ВВП на душу населения. А сейчас, видимо, на 16-м. Восьмидесятые были эпохой "финансового пузыря", японцы скупали небоскребы на Манхэттене, американцы обижались и в итоге заставили Токио поднять курс йены. Наступил крах.
И прежде всего – крах моральный. Япония – нация, лишенная цели и смысла в жизни. Отсюда и ее вялая, лишенная внятной направленности внешняя политика. Она, кажется, состоит из сменяющих друг друга тяжелых истерик по поводу то Северной Кореи, то Китая, то Курильских островов. Ну, и иногда с тяжелым вздохом Япония жертвует немалые деньги то в МВФ (кстати, второй акционер в мире после США), то на какую-нибудь войну в Персидском Заливе. И все это – с тоской, не вполне понимая, зачем. Ясно, например, что по поводу Курил устраивать скандалы бессмысленно, но – а как прекратить это делать?
На это накладывается крах политический. Все успехи в послевоенном развитии достигнуты благодаря однопартийной системе (партия называется Либерально-демократической). Но после сдутия "пузыря" начался и упадок ЛДП, а сейчас в стране у власти Демократическая партия.
Она терпит одно поражение за другим. 6 февраля проиграла местные выборы, в июле прошлого года – выборы в национальный парламент, и партию в этом парламенте покидают сторонники. Оснований для пессимизма сколько угодно. В том числе, как недавно заявили оппозиционеры из ЛДП, такого еще не было никогда – правительство ухудшило отношения с Китаем и Россией (из-за Курил, понятно) и не улучшила с США.
Закат ЛДП был понятен: она, если проводить параллели с Россией, приобрела все черты брежневской КПСС. А ДП выглядит как маленькая и неумелая команда младореформаторов начала 90-х годов.
Итого – ни национальных целей, ни правительства, способного их достичь. Эпоха грусти, ведущей к снижению рождаемости и покупательной способности (а это – прямая причина вялого роста экономики). Настроение… ну, примерно как в конце 12-го века, когда люди Минамото по всей стране уничтожали людей Тайры и наоборот, а фрейлины писали грустные, великолепные литературные произведения о тоске жизни.
Рискну высказать такую мысль: не надо обижаться на японцев, даже если завтра, в субботу, генеральный секретарь кабинета министров Японии Юкио Эдано в очередной раз проведет осмотр "северных территорий" (Курил) с берега у Немуро на острове Хоккайдо (а он точно это сделает). Пусть смотрит. Пусть японцы дружат с грузинами и снимают кино. Это, в конце концов, две очаровательные и тонкие нации, переживающие сложные проблемы. Наверное, умнее будет им посочувствовать – причем не очень заметно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции