Рейтинг@Mail.ru
Вопрос Косово не решен и через три года после объявления независимости - РИА Новости, 17.02.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вопрос Косово не решен и через три года после объявления независимости

© РИА Новости / Hazir RekaПредвыборная агитация в Косово
Предвыборная агитация в Косово
Читать ria.ru в
Дзен
Через три года после одностороннего объявления независимости от Белграда, поддержанной США и их ключевыми европейскими союзниками, Косово все еще не может превратиться в полноценного участника международного сообщества.

Юлия Петровская

САРАЕВО, 17 фев - РИА Новости. Через три года после одностороннего объявления независимости от Белграда, поддержанной США и их ключевыми европейскими союзниками, Косово все еще не может превратиться в полноценного участника международного сообщества.

Южный край Сербии, 90% населения которого составляют албанцы, продолжает зависеть от внешней помощи - как в экономическом и политическом плане, так и в области обеспечения безопасности. Неурегулированность отношений с Белградом, а также репутация Косово как центра организованной преступности и наркоторговли блокируют путь к широкому международному признанию и масштабным инвестициям, необходимым для экономического подъема самого отсталого региона бывшей Югославии.

Большинство стран продолжают оспаривать легитимность одностороннего шага Приштины в феврале 2008 года. Консультативное заключение Международного суда (МС) в Гааге, летом 2010 года объявившего, что декларация о независимости Косово не нарушает норм международного права, не ускорило темпов признания края суверенным государством. С лета 2010 года контакты с Косово установили всего лишь несколько стран, несмотря на активное лоббирование косовских интересов западными тяжеловесами. Это означает, что потенциал признания Косово (75 стран) на нынешнем этапе исчерпан.

Новые возможности для Косово могли бы открыться лишь после урегулирования отношений с Сербией. Однако перспективы этого урегулирования остаются неясными. Белград не отказывается ни от Косово, ни от идеи возобновления переговоров о статусе этого края, заявляя о готовности продолжать политическую борьбу за территориальную целостность Сербии. На этом фоне в экспертных кругах не исключают возможности возобновления конфликта.

Нерешенный вопрос

Согласно оценкам НАТО, ЕС, ООН и ряда независимых экспертов, с точки зрения безопасности ситуация в Косово и на Балканах в целом остается стабильной. Главные спонсоры косовского урегулирования не опасаются возобновления масштабного конфликта. Подтверждением тому служит продолжающееся сокращение сил KFOR под командованием НАТО, развернутых в Косово летом 1999 года. НАТО объявила, что в ближайшее время численность международного контингента снизится до 5 тысяч человек. (В начале ноября 2010 года в составе KFOR находилось 8,5 тысячи военнослужащих, а на момент ввода численность контингента достигала 46 тысяч человек).

Между тем в представленном 10 февраля докладе директора национальной разведки США Джеймса Клэппера ситуация на Западных Балканах оценивается как "серьезная проблема для стабильности Европы в 2011 году". Клэппер назвал Косово и Боснию и Герцеговину основными источниками напряженности.

Как отметил директор американской разведки, нерешенные вопросы, касающиеся Косово, в том числе будущее северных районов края, населенных сербами, а также попытки Белграда возобновить переговоры о статусе Косово и слабость Приштины в вопросах верховенства закона и демократии остаются источником напряженности.

Анализируя нынешнюю военно-политическую ситуацию на Балканах, многие наблюдатели приходят к выводу, что ситуация в Косово не может выйти из-под контроля. Ведь у власти в Белграде и Приштине находятся лояльные Соединенным Штатам политики, а безопасность в провинции продолжают обеспечивать силы KFOR, миротворческий мандат которых никто не оспаривает. Однако будет ли стабильность сохраняться и в долгосрочной перспективе?

В экспертных кругах звучат разные прогнозы, в том числе высказываются опасения по поводу возможности возобновления конфликта. Так, исполнительный директор Центра Никсона в Вашингтоне Пол Сондерс заявил РИА Новости, что "провозглашение независимости Косово не привело к улучшению ситуации в области безопасности на Балканах". "Конфликт все еще возможен", - подчеркнул эксперт.

"Дело в том, - отмечает собеседник, - что вопрос Косово не является окончательно решенным, поскольку ни один спор невозможно разрешить путем односторонних действий". Сербия, хоть и имеет ограниченные возможности, но определенно не считает косовский вопрос урегулированным, напоминает Сондерс.

Ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института экономики РАН кандидат исторических наук Сергей Романенко также не считает косовскую проблему урегулированной.

"Военное вмешательство 1999 году остановило войну, однако межэтнический конфликт погасить не удалось, он лишь приобрел иные формы и динамику. Преследование и вытеснение албанского населения из Косово по этническому признаку сменилось на преследование и вытеснение населения сербского в соответствии с принципом: "один этнос - одна конфессия, одна территория - одно государство", - сказал Романенко в интервью РИА Новости.

По его словам, в ситуации, сложившейся в результате исторического развития Югославии, в особенности в 1990-е годы, отделение Косово стало неизбежным. Но важна была не только цель, важен был и способ ее достижения. "Учитывая трагический опыт ХХ века, было важно, чтобы самоопределение Косово было достигнуто мирным путем в результате переговоров. Нынешние же события означают, что развитие межэтнических отношений и дальше будет идти по конфликтному пути", - считает Романенко.

Эксперт отмечает, что независимость, как и любое другое решение на данном этапе, по-видимому, не является окончательным.

Путь к независимости

В основе косовского конфликта лежат прежде всего сложные взаимоотношения между сербами и албанцами и их политическими элитами. Внутренний кризис в СФРЮ и Сербии привел к очередному обострению этих противоречий на рубеже 1990-х годов. И хотя косовский конфликт носил локальный характер, он был и остается тесно связанным с интересами крупнейших мировых держав.

Операцию против боевиков "Освободительной армии Косово", которую начал режим Слободана Милошевича в 1998-1999 годах, Запад воспринял как угрозу хрупкому миру на Балканах, установленному после кровопролитных конфликтов начала 1990-х годов в Хорватии и Боснии и Герцеговине. После провала переговоров в Рамбуйе (Франция) в начале 1999 года страны НАТО начали массированные бомбардировки территории Союзной Республики Югославия (СРЮ), в составе Сербии и Черногории.

По разным оценкам, за время косовского конфликта и бомбардировок НАТО погибли около 10 тысяч человек, главным образом албанцы. Около миллиона человек стали беженцами и перемещенными лицами при довоенной численности населения Косово в 2 миллиона человек. Большинство беженцев-албанцев, в отличие от беженцев-сербов, после окончания военных действий вернулись в свои дома.

Основные действия по суверенизации Косово были предприняты в первые годы работы в крае администрации ООН, введенной летом 1999 года в соответствии с резолюций СБ ООН 1244. Эта резолюция, хоть и подтверждала суверенитет и территориальную целостность СРЮ, но полностью лишала Белград контроля над мятежной провинцией и не предусматривала механизмов его возвращения.

СБ ООН 24 октября 2005 года дал "зеленый свет" процессу определения будущего статуса Косово. Запад считал предоставление Косово независимости под международным контролем единственным жизнеспособным вариантом решения проблемы. Это представление легло в основу так называемого "плана Ахтисаари". Документ был принят косовскими албанцами, но отклонен Белградом.

Летом 2007 года Россия воспрепятствовала прохождению в СБ ООН резолюции, предопределявшей запуск "плана Ахтисаари". Была сформирована "тройка" (Россия, Евросоюз и США), которая должна была содействовать диалогу между Белградом и Приштиной, но на выработку компромисса отводилось всего 120 дней. Переговоры по статусу Косово были обречены на провал, поскольку косовским албанцам уже была обещана независимость.

Не добившись "переговорного решения", Запад перешел к одностороннему сценарию. После того, как в рамках Евросоюза была достигнута окончательная договоренность о направлении в край гражданско-полицейской миссии ЕС (EULEX) на замену администрации ООН, американцы дали албанцам "зеленый свет" на провозглашение независимости.

В поисках благополучия

Через три года после провозглашения независимости в Косово сохраняются старые проблемы - безработица, разруха, коррупция и межэтническая рознь. По данным Всемирного банка, 45% населения Косово живет в нищете, при этом 15% - в условиях крайней нищеты. Почти половина жителей Косово - а это в основном молодежь - не имеет работы. Масштабная коррупция и теневой сектор ухудшают инвестиционный климат. В последние годы объем иностранных вложений, необходимых для развития экономики, лишь снижался.

Несмотря на все усилия международного сообщества, беженцы не желают возвращаться в Косово, поскольку не видят экономических перспектив и не имеют гарантий свободы передвижения.

По оценкам ряда экспертов, экономические проблемы в большей степени, чем национальные, служат основой для усиления внутренней напряженности.

Политическая ситуация в Косово сегодня выглядит хрупкой. Досрочные парламентские выборы, проводившиеся 12 декабря 2010 года с целью преодоления затяжного правительственного кризиса, лишь подтвердили серьезный раскол среди албанских политических сил. Премьер-министр и лидер Демократической партии Косово (ДПК) Хашим Тачи с трудом договорился о формировании правящей коалиции с лидером "Альянса за новое Косово" (АНК) миллиардером Беджетом Паколли. Ни одна из крупных политических сил: ни "Демократическая лига Косово", ни движение "Самоопределение", ни "Альянс за будущее Косово" - не пожелала сотрудничать с Тачи.

Позиции косовского премьера значительно ослабли по итогам декабрьских выборов, сопровождавшихся массовыми нарушениями. Дополнительный удар по имиджу Тачи нанес декабрьский доклад швейцарского парламентария Дика Марти о причастности косовской верхушки к заказным убийствам, похищениям людей и торговле человеческими органами.

Будет ли новое правительство Косово устойчивым - серьезный вопрос. Ведь около половины голосов на выборах было подано за партии, которые в итоге не получили власть. Между тем перед властями в Приштине стоит несколько сложных задач: создание новых рабочих мест в условиях экономического кризиса, продолжение реформ, усиление борьбы с коррупцией и оргпреступностью, и наконец, начало диалога с Белградом по практическим вопросам.

Имидж будущего косовского правительства сомнителен. США и ЕС неоднократно заявляли, что в новом кабинете министров не должно быть людей, находящихся под следствием или подозрением. Фамилия Тачи в таких заявлениях напрямую не упоминалась, но на сегодняшний день он является самым известным косовским деятелем, ассоциирующимся у международной общественности с преступностью. Эксперты видят в этом проблему для всего Косово.

"В глазах Запада, позволившего Косово провозгласить независимость, положение Приштины сейчас хуже, чем три года назад", - отмечает исполнительный директор косовской неправительственной организации "Внешнеполитический клуб" Или Ходжа. Все это время Косово пыталось убедить мир в необходимости признания независимости, однако доклад Дика Марти во многом подрывает эти усилия, поясняет эксперт.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала