Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Самородкино

2 февраля режиссер Валерий Тодоровский на заседании правительственного Совета по развитию кинематографии посетовал: "нет киношкол в Ростове-на-Дону, в Перми, Екатеринбурге, Калининграде, Владивостоке и т.д. И пока этого не произойдет, пока люди способные не смогут у себя на местах найти кого-то, кто их услышит, и дальше развиваться, без этого не будет развиваться и индустрия. Вообще не будет"...

2 февраля режиссер Валерий Тодоровский на заседании правительственного Совета по развитию кинематографии посетовал: "нет киношкол в Ростове-на-Дону, в Перми, Екатеринбурге, Калининграде, Владивостоке и т.д. И пока этого не произойдет, пока люди способные не смогут у себя на местах найти кого-то, кто их услышит, и дальше развиваться, без этого не будет развиваться и индустрия. Вообще не будет".

9 февраля пришел ответ из Владивостока. Труженики таможни, киношкол не заканчивавшие, для скромных корпоративных нужд создали видеоклип о буднях Владивостокского таможенного поста. Клип мгновенно стал интернет-хитом - суммарное количество скачиваний и просмотров точно перевалило за полмиллиона.

Пусть прокуратура интересуется происхождением бюджета. Гораздо интереснее происхождение популярности. Ошибкой будет считать зрительское признание исключительно следствием скандала. Во-первых, создатели постарались сделать работу нескучной и зрелищной, не стесняясь китча и эксцентрических приемов. Во-вторых, в этом небольшом произведении, несмотря на фарсовую форму, есть правда жизни, достоверность, подлинность. Так же, как и в другом шедевре приморских самородков - сериале "Спец", где бандиты играли самих себя.

"Спец" был показан по Уссурийскому телевидению - говорят, успех был бешеный. Идеолог, режиссер и исполнитель главной роли Виталий Демочка, как и таможенники из приморской столицы, взял зрителя безыскусной правдой, хотя использовал не клиповую эстетику Западного побережья США, а немудрящий стиль криминальных сериалов НТВ. Может быть, искреннее желание сделать кино понятное и интересное зрителю и есть таинственный рецепт успеха? Если так, почему этим секретом владеют таможенники и бывшие зеки. А Сергей Сельянов спродюсировал мультфильм, авторы которого - сотрудники (теперь уже, видимо, бывшие) питерского ЧОПа: начальник и его подчиненные.

Тем временем профессиональные кинематографисты, учившиеся в лучших киношколах страны, зачастую продолжают снимать то, что они снимали во время производственной практики - философские притчи. Если посмотреть список претендентов на номинацию премии Ника, "притч" окажется минимум половина. Абстрактное время, абстрактные сюжеты, абстрактные герои. Условная реальность, условные профессии, условная жизнь. Кино населила нежить - как бы учителя, некие милиционеры, типа художники. Длинные и красивые планы разворачиваются перед зрителем бесконечным рулоном фотообоев. Взгляд автора задерживается на сумке в коридоре, блике света, дымящейся сигарете, одинокой птице в закатном небе. Редко оказывается в фокусе внимания живой человек с его радостями и горестями.

Трудно винить киношколы в том, что большая часть студентов, желающих стать кинематографистами, представляют кино именно таким. Киношколы можно и нужно винить в том, что выпускники научились (возможно, сами не сознавая того) прикрывать ремесленную неумелость сомнительными киноприемами, якобы заявляющими принадлежность творения к высокому авторскому искусству. Стоит ли распространять такой стандарт кинообразования на всю территорию России?

Возможно, как раз студенты региональных киношкол взорвут стереотип, создадут настоящую новую волну - энергичную, бескомпромиссную. Как и что надо преподавать таким студентам? Альтернатива вялому псевдоакадемизму - креативный менеджмент. Заинтересует ли новую волну курс "Как написать сценарий, который купят"? Или лекция "10 рецептов успешного ромкома"? Какая учебная программа может научить студентов искать настоящих современных героев и волнующие темы? Пока это лучше получается у документалистов. Правда, их творчество редко достигает широкой аудитории.

В России практически одновременно с терактом в Домодедово вышел дебютный фильм британца Кристофера Морриса "4 льва". Это комедия, главные герои которой - шахиды. Правильнее было бы назвать картину не просто комедией, а доккомом - документальной комедией. Автор пристально изучал материал и весь идиотизм в фильме абсолютно естественный и непридуманный. Моррис не первый, кто в разговоре о серьезном выбирает несерьезную форму. "Южный парк" делает это давно и с удовольствием. Но Моррис сумел, посмеявшись своими над героями, оставить зрителю право на сострадание.

В какой киношколе, какого города и по какой программе выучится на режиссера русский Моррис? И найдется ли продюсер для фильма про российских шахидов? Новое кино появится вне зависимости от наличия киношкол или воли и ресурсов продюсеров. Появится так же, как на полках появляются книги Германа Садулаева и Алисы Ганиевой. А пока кинопроектор освещает полупустые залы, ютьюб взрывают пассионарные самородки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала