Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Стадный инстинкт - плохой советчик для работы в информационном поле. Для всех СМИ США, например, новости и аналитика сейчас четко делятся на "Ближний Восток" и "прочее" - если не на бумаге, то на сайте газеты "Нью-Йорк таймс", например. А ведь в этом "прочем" есть события, последствия которых могут оказаться поважнее Ближнего Востока и его нефти. В нашем случае это ситуация, которую в ночь с понедельника на вторник пришлось рассматривать Совету Безопасности ООН. И это никакой не Египет, а совершенно абсурдный конфликт между двумя соседями, Таиландом и Камбоджей. Но абсурдный или нет, а последствия этой истории могут оказаться неожиданно катастрофическими.
Принуждение к разуму
Заседания Совета Безопасности проходят в закрытом режиме, а результат выглядит обычно как очевидные и обтекаемые фразы, за которыми много чего стоит. СБ, в данном случае, призвал Таиланд и Камбоджу к сдержанности, к перманентному прекращению огня.
Тут надо пояснить, что даже участие министра иностранных дел Таиланда Касита Пирома в заседании Совбеза не далось без боя: как это так - Камбоджа жалуется в СБ, и Таиланд "вызывают на ковер"! Да и после заседания Касит Пиром произнес много слов для прессы, в которых явно сквозило желание все-таки обойтись без посредников. Да только куда уж там.
История здесь вот какая. Пограничный конфликт с 8 погибшими и 15 тысячами беженцев возник из-за спорного участка территории на таиландско-камбоджийской границе, площадью в четыре с половиной квадратных километра. Спорный - то есть в точности не демаркированный. А значение он имеет потому, что там стоит храм 11-го века Преа Вихеа, вписанный ЮНЕСКО в сокровищницу всемирного культурного наследия. Храм по всем спискам и справочникам и по решению Международного суда в Гааге камбоджийский. А вот земля вокруг него, по мнению Таиланда, еще надо посмотреть, чья.
Впрочем, не всего Таиланда. Конфликт начался с того, что радикальная часть проправительственного народного союза за демократию откололась от партии - и правительства - и начала (еще в 2008 году) вторгаться на храмовую территорию, чтобы спровоцировать камбоджийцев на арест. Так они подогревают патриотические чувства под лозунгом "ни пяди своей земли не отдадим".
Чей храм? В 11-м веке, когда камбоджийские короли воздвигли Преа Вихеа, Таиланда как независимого государства еще не было. Вроде бы, о чем спорить. Необозначенная граница? А таких по всему миру много, но не на каждой вспыхивает перестрелка из орудий. Как выглядит эта спорная территория, можно посмотреть на страничке из китайской газеты "Жэньминь жибао".
В каких отношениях находятся дети разных народов, живущие там, видно вот из чего: камбоджийские пограничники, получив приказ открыть ответный огонь, сначала позвонили своим женам, живущим в деревне, которую могли зацепить снаряды, и выждали полчаса, дав им уйти подальше. Деревня вроде как тайская, хотя кого бы это волновало.
И где тут глобальная политика?
Готовы оказать помощь…
Тут выстраивается интересная цепочка от того, какая власть в Таиланде, к новой национальной военной стратегии США.
В Таиланде уже несколько лет как кризисная ситуация, в которой участвуют разные правительства, военные круги, королевский двор. Нынешнее правительство пойдет на выборы весной, а выборы эта власть обычно не выигрывает - на них большинство получают те, кто поддерживает "таиландского Берлускони" Таксина Чиннавата. Вот правительство и боится рявкнуть на своих провокаторов, а наоборот, послушно следует за ними, вплоть до военного конфликта с соседями. И это - внутренняя таиландская ситуация.
А вот ситуация уже иная. Упомянутый Касит Пиром недели две назад объяснил своим парламентариям ситуацию так: Камбоджу поддерживают Россия, Индия и Китай, но "нам не стоит забывать, что в лице США мы имеем настоящего друга".
Вроде бы, зачем такое говорить, кому в Москве вообще известно, где находится храм Преа Вихеа. Но логика тут есть. И сводится она к возврату ситуации в Азии ко временам войны в Индокитае.
На днях была опубликована новая версия национальной военной стратегии США, где на первый план как-то заметно вышел Китай, чей рост могущества "потенциально угрожает безопасности в регионе". Ответ США: "демонстрировать желание и готовность оказать помощь своим союзникам в противодействии какой-либо активности, угрожающей сложившейся системе международных экономических отношений".
А еще до этого стало ясно, что "возвращение в Азию" при администрации Барака Обамы сводится к тому самому желанию "оказать помощь" всем, кто не хотел бы усиления Китая. В общем, "вы не любите Китай? Тогда идите к нам".
И сразу как-то получилось, что по всей восточной Азии начали оживать уже полузабытые территориальные споры. Между Японией и Китаем (острова Сенкаку). А тут еще и по части Курил и России японцы вдруг стали резче.
Отдельная история - как госсекретарь Хилари Клинтон высказалась насчет территориальных споров в Южно-Китайском море, и тоже как бы намекнула на американскую помощь всем желающим. Характерно, что до того Китай вел себя по части моря очень мягко, продвигая "правила поведения" в нынешней ситуации. И всем было хорошо, примерно как в той деревне, где живут жены камбоджийских пограничников.
У Таиланда нет общей границы с Китаем. Но таиландское правительство явно ведет дело к ситуации 1970-х годов, когда таиландская граница была "прифронтовой", за ней начиналась как бы зона китайского (и советского) влияния. Зато уж помощь от США Таиланд получал по полной программе.
Неважно, что это очень дальний выстрел, фактически наугад, сделанный шатающимся правительством. Важно, что логика "сдерживания Китая" может привести к таким последствиям, что все быстро забудут о Ближнем Востоке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции