Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Не самое увлекательное занятие - ремонтировать отношения, да еще в тумане, но, когда речь заходит о туманном Альбионе – тут уж ничего иного и не придумаешь. Как раз за этим и ездил российский министр иностранных дел Сергей Лавров 14-15 февраля в Великобританию. Был он в Британии с визитом для того, чтобы привести отношения "в соответствие" в связи с приближающимся визитом в Москву британского премьера Дэвида Кэмерона (Лавров вручил премьеру Кэмерону приглашение Медведева). Президент Дмитрий Медведев встречался с новым консервативным премьером в ноябре 2010-го на полях саммита G-20 в Сеуле и пригласил его прибыть в Москву в этом году. Визит, скорее всего, состоится в октябре или ноябре.
Самовоспроизводящиеся скандалы
У Британии и России все последние лет 40-30 никак не обходится без того, чтобы накануне любого мало-мальски важного визита не случился скандал. То шпионы появятся, то высылки или даже обвинения в убийствах (как было с "делом Литвиненко").
Мы в этой области живем так, словно копим их, эти скандалы, "впрок" - чтобы добавить "пикантности" отношениям и дипломатическим дискуссиям. И это явление, давно уже родившись, сейчас словно живет по собственным законам и самовоспроизводится. Или "не само"?..
Последний рецидив был с корреспондентом Guardian Люком Хардингом. После двухмесячного отсутствия он вернулся в Москву 5 февраля. В аэропорту его задержали и отправили обратно из-за неправильно оформленной журналистской аккредитации. Причем с визой у Хардинга было все в порядке. После личного звонка Лаврову от министра иностранных дел Уильяма Хейга и личного вмешательства Лаврова в дело на российской стороне, Хардингу снова разрешили въехать, аккредитацию переоформили, и теперь он здесь будет до окончания срока действия визы 31 мая 2011-го. Или даже позже. Хотя это – непонятно. И малопонятно, что же все-таки произошло? И зачем?
Это ничего никому не дало, не считая, конечно, лавинного возмущения журналистского сообщества и англичан вообще: все-таки Guardian - это уважаемая общенациональная, либеральная и вполне терпимая газета. Любые журналисты в любых странах всегда что-то нарушают. Но навряд ли из-за аккредитации стоит высылать репортера. Да еще с нормальной, напомним, действующей визой.
Guardian сейчас утверждает, что Хардинг что-то такое нелестное сказал, даже не сказал, а пересказал из WikiLeaks, о ком-то из российского руководства. Хардинг - соавтор книги "WikiLeaks: изнутри о войне Ассанжа против секретности". Говорят, его уже пытались выслать из России в ноябре, после поездок в Ингушетию и Дагестан, но не стали этого делать после вмешательства британского правительства. Теперь вот британские газеты как одна говорят о том, что Россия возвращается туда, где она уже много лет не была, и начинает высылать репортеров за то, что они пишут. Странный фон для переговоров о визите премьера.
Говорили, конечно, и о многом другом. Говорили об экономическом взаимодействии и инвестициях (они, собственно, идут и без правительств, тихо, но идут), о визах, о вопросах европейской безопасности, нераспространения, НАТО, европейской ПРО, о Ближнем Востоке, взаимодействии в борьбе с терроризмом. Заметьте, что все это темы больше многостороннего, а не двустороннего сотрудничества.
Из "общего техосмотра" отношений, которым занимались Лавров и его коллега Хейг, конкретное продвижение было только в области прямой правительственной связи. Спецы обеих наших стран готовятся полностью сменить оборудование прямой связи Даунинг-стрит, 10 - Кремль. Его заменят на самое современное, особо защищенное. Но это технический шаг, обычная модернизация. Нового здесь мало – как-никак нынешнее оборудование было установлено еще в 1992-м году.
Лондон: вместо русского духа дух олигархов
Мы с англичанами, вообще, с того самого времени, как более или менее "знаем друг друга", а это приблизительно конец XV- начало XVI века, живем в постоянном состоянии "между ремонтами". И сопутствующими скандалами.
Тут причины очень глубокие. Интересы Британской и Российской империй постоянно сталкивались с давних пор. Британия беспрестанно что-то затевала на периферии Российской империи, потом СССР и еще позже России. Мы сталкивались в Центральной Азии, в Иране, в Афганистане, на Дальнем Востоке, в Африке, на Ближнем Востоке. Аккумулированная неприязнь и колониальный менталитет "рассасываются" очень медленно. Британцы во многом опоздали понять, что у Лондона нет никаких рычагов давления на Москву в нынешнем веке. Но отказаться от этого психологически очень трудно. Хотя и в Лондоне постепенно понимают, что для России гораздо важнее, в политическом отношении, Вашингтон, Берлин, Париж, Пекин или Дели, чем столица Соединенного королевства.
У нас даже экономические отношения отстают от всей Европы многократно.
А раздражителей много. И если их удастся устранить, то это уже будет хорошо. Хотя это и есть самое трудное упражнение.
В британо-российских отношениях всегда полезно сравнивать то, что было, с тем, что есть. Мы вот часто ругаем англичан за то, что они принимают у себя опальных граждан РФ, граждан с подмоченной репутацией, обвиняемых в терроризме, оппозиционеров, и вообще дают "отстаиваться" на островах всякой…. Ну, не будем обострять.
Но это началось не вчера, и даже не в прошлом веке. Хотя, конечно, такого "русского наплыва", как сейчас, еще не было. Сейчас, если верить британским данным, на островах, в основном в Лондоне, проживает 300 тыс русских и из них 100 сверхбогачей. Включая и тех, кого принято называть олигархами. Еще один бывший руководитель одного крупного российского города вроде тоже добивается оформления "вида". Почти все российские олигархи уже поняли, что для обретения респектабельности не обойтись без резиденции в Лондоне (что не исключает домов во Франции, Флориде, Италии etc.).
Англичане и раньше привечали русских бунтарей и вольнодумцев. Взять хотя бы Герцена и Огарева. Александр Иванович основал здесь Вольную русскую типографию и издавал свой знаменитый "Колокол". Здесь выходили "Народоволец", "Хлеб и воля", "Накануне". Все запрещенная в России литература. И если бы Александр I не попросил королеву Викторию "прекратить безобразия", то Герцен так и закончил бы свою жизнь в Британии. Даже "король анархии", революционер, князь Петр Кропоткин тоже жил здесь. А РСДРП провела здесь в 1903-м второй съезд, разделивший партию на большевиков и меньшевиков. Со всеми вытекающими.
Нынешних российских беглецов, включая и будущих, конечно, не сравнишь с революционными мыслителями. Но, с другой стороны, викторианская Британия - это тоже далеко не то, что есть сегодня.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции