Алексей Медведев, "Московские новости", специально для РИА Новости
Сегодня вечером в конкурсе Берлинского кинофестиваля пройдет премьера фильма Александра Миндадзе "В субботу". На утреннем пресс-показе картину встретили аплодисментами - впрочем, не очень дружными. Это не удивительно: фильм, снятый ведущим оператором румынской "новой волны" Олегом Муту, бросает вызов стандартному восприятию и не едва ли может расчитывать на статус всеобщего любимца.
"В субботу" снят исключительно на крупных планах, ручной, подвижной камерой. И лишь несколько раз за полтора часа мы увидим не только фрагменты тел и потных лиц, но и общие планы дымящегося четвертого блока Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года, на следующий день после ночной катастрофы, молоденький комсомольский работник (Антон Шагин), случайно узнавший об аварии, мечется по городу, так толком и не решив, кого спасать и куда бежать. Волею случая он оказывается на свадьбе, где встречается с бывшими друзьями - ресторанными музыкантами. После нескольких часов бессмысленного русского пьянства и выяснения отношений герои, успев, скорее всего, поймать смертельную дозу радиации, наконец-то оказываются на катере, плывущем по речке Припять подальше от смертоносных руин.
Вслед за "Отрывом" Александр Миндадзе вновь исследует психологию человека в экстремальных условиях - и приходит к неутешительным выводам. "Это чисто россйиская история, - сказал он на берлинской пресс-конференции. - В Германии такое случится не могло - здесь люди бережнее относятся к жизни и здоровью. Мы же живем в сотоянии катстрофы более или менее перманентно".
Чернобыльская тема подошла Миндадзе, как перчатка к руке. И его сценарные, и его режиссерские опыты описывают коллективное тело советского человека. Действие фильма "В субботе" происходит на свадьбе, в забитом под завязку грузовике, в магазине, в уличной давке, на вокзале... В центре внимания - всегда группа людей, толпа, в которой размываются телесные границы, а поведение становится алогичным, импульсивным, непредсказуемым. Герои Миндадзе барахтаются в вязкой советской действительности, как мухи в варенье, не в силах оторваться от массы и предпринять логичный поступок - уехать от опасности, например. Это коллективное советское тело распадется, гниет - заодно с советским строем. Невидимая радиация убивает его, но герои пытаются жить, как ни в чем не бывало, цепляются за старые связи, устоявшийся порядок вещей, не в силах порвать с прошлым.
Миндадзе - едва ли не единственный российский режиссер, который рассказывает о грандиозном социальном сломе последних десятилетий почти на физиологическом уровне, на уровне языка тела, языка чувства и самоощущения. И как бы странно и герметично не выглядели его фильмы, сколь бы алогичным и попросту глупым не казалось поведение его героев, это делает его одним из самых актуальных российских художников. Участие в конкурсе Берлинале, где у картины хорошие шансы на призы, - весомое тому подтверждение.
Сегодня же в "Панораме" пройдет первый показ картины Александра Зельдовича "Мишень" (по сценарию Владимира Сорокина), а немецкий режиссер Кирилл Туши представит свой многострадальный документальный фильм о Ходорковском.