Меня волнует будущее, не самое далекое - о нем, в общем, достаточно убедительно (и не открыв ничего нового) написал умерший днях поэт Николай Доризо: "И даже вы, бессмертные поэты, В конечном счете смертны, как планеты, Как солнце - через сотни тысяч лет". Меня как обывателя, конечно, больше волнует, как завтра-послезавтра сложится жизнь.
Кто будет воспитывать моих детей в детском саду? Накануне Нового года знакомая заведующая детским садом "по секрету" рассказала о совещании в округе, где их предупредили - в 2011-ом грядут сокращение заработной платы от 15 до 35%, а заодно и сокращения штатов. Я не поверил, по-прежнему не хочется верить в плохое; в начале года, когда звонил поздравить с днем рождения знакомую - она завуч в московском детском доме - спросил попутно и об этом. Да, нас тоже предупредили, - с грустью подтвердила она.
Я удивляюсь, почему никто, кроме меня, особо об этом не беспокоится; разве не важно, кто воспитывает наших детей? Мы равнодушно восприняли перемены в ЖКХ, когда на смену знакомым дворникам пришли куда как скромнее оплачиваемые граждане сопредельных государств, мучаемся, пытаясь что-то объяснить новым кадрам, которые подчас совсем не понимают русский... Теперь, получается, схожая участь ждет и детские дошкольные учреждения, - ведь и прежде зарплаты там не были высокими.
В последние недели мне все чаще звонят из театров, то директор одного, то художественный руководитель другого. Беспокоятся. Появилась информация, будто бы те, кто, как недавно стали говорить, неэффективно использует свои площадки, получат соседей, и театры вот-вот превратят в коммунальные квартиры, подселив к нынешним тех, кто своей площадки не имеет.
Я что? Я могу спросить, правда это или нет, тех, кто за этот фронт отвечает. И вот, шлю вопросы в столичный Департамент культуры. Что правда, что - нет? Какие варианты? Понятно ведь, разумеется, если это не слухи, а... сплетни, - ведь слухи чаще всего никакого отношения к действительности не имеют, а сплетни, хотя тоже чаще всего передают информацию негативного характера, все-таки очень часто опираются на реальные события, - так вот, понятно, что не всякий театр способен пережить "подселение". И главный вопрос: какие параметры учитываются при исчислении эффективности театра?
Скажем, перед глазами московская афиша на неделю. Камерный музыкальный театр имени Покровского заявляет на этой неделе четыре спектакля, Театр ОКОЛО Дома Станиславского - четыре, Центр драматургии и режиссуры на Беговой - четыре, "Практика" - четыре, Табакерка - тоже четыре... А театр Луны - семь. Получается, театр Луны на этой неделе эффективнее "Практики", Центра драматурги и режиссуры и театра ОКОЛО и т.д. почти в два раза? Но ведь это не так, и на этой и на любой другой неделе, и с этим, по моему глубокому убеждению, согласится любой, для кого театр - профессия. Для меня, не скрою, вообще остается загадкой, как, исходя из каких параметров Театр Луны считается государственным, то есть, по идее, не только играет по 7 спектаклей в неделю и таким образом эффективно использует площадку, но сеет разумное, доброе, вечное.
Дело даже не в "Золотых масках", которые получал или ходил в номинантах тот или другой театр (хотя важно и это), не в международных фестивалях, на которые приглашают и ездят спектакли того, другого, третьего,,не фестивали, которые проводит "Практика", не открытые новые имена... Как говорит Сатин у Горького в пьесе "На дне": "Что такое человек? Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они..." Так и тут: важно и то, и другое, и третье, сложить вместе и выйдет, что там,, где так долго вынашивали собственную мысль, где у театр имеется свое лицо - редкий случай! - как же можно к этому лицу подставлять, как в другой пьесе другая героиня предлагала, - губы Никанора Ивановича, нос Ивана Кузьмича и сколь-нибудь развязности Балтазара Балтазаровича? Зачем? Не уверен, что это сделает лучше жизнь какого-то бездомного театра (хотелось бы знать еще, о ком пекутся), но точно осложнит и ухудшит - тех, например, кто перечислен выше. К тому же нельзя упускать из виду, что, скажем, Центр драматургии и режиссуры, театр "Практика" (из перечисленных) - это театры-лаборатории, стоит просто посмотреть, сколько новых драматургов, новых актеров, режиссеров вышло из-под их крыла, из Центра драматургии и режиссуры, конечно, больше, но он и старше...
Я отправил свои вопросы в Департамент культуры, получил замечательный ответ, который привожу почти без купюр: "Уважаемый Григорий Анатольевич, Управление по работе с творческими организациями ознакомилось с Вашими интересными и актуальными вопросами. Хочу согласиться с мнением коллег - они обращены, по большей части к проблематике, которая и для Департамента является в определенном смысле экспериментальной и дискуссионной... Посему в самое ближайшее время (середина февраля) предполагается начать расширенное обсуждение ситуации в обновляющемся театральном пространстве... Вас приглашаем заранее".
Обещаю - приду.
Впрочем, уже на следующий день появилась возможность получить более развернутые ответы. Ни о каких коммунальных квартирах речь не идет, успокоили меня ("Слухи какие-то чудные..."), а вот если где имеется какая сцена с залом, которые не очень задействованы, так почему бы и нет?.. Что-то вроде внутригородских гастролей, ничего страшного. Это понять можно. Если, например, тот или другой театр сдает свою площадку по понедельникам, в свой выходной, той или другой антрепризе, не случится ничего страшного, если в этот день через раз сыграет свой спектакль театр-студия "Человек", чью сцену признали окончательно аварийной.
Да только вот "Человеку" нужна особая площадка, ему большая сцена и зал Театра имени Моссовета, например, ни к чему. На мой вкус, было бы правильно начать такую внутригородскую гастрольную практику с тех театров, которые в этом вопросе давно уже поднаторели! Они известны, нет смысла называть по сотому разу...
В Департаменте культуры, уверили меня, пока что нет какого-то четкого рецепта по расчету эффективности использования площадок, тем более - эффективности работы театра. Но на сей счет имеется постановление правительства №329 от 25 марта 1999 года "От государственной поддержке театрального искусства", к нему прилагается "Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации", а в нем - черным по белому: минимальная норма - 280 спектаклей в год.
Пока это постановление не отменено.
В Минкульте эти 280 спектаклей называют "санитарной нормой для работающего театра", приводят в пример МХТ имени Чехова: Олег Табаков в госзадании записал себе сыграть 567 спектаклей в год, а в итоге сыграл даже больше. Молодец, конечно, хотя, я уверен, и для самого Табакова приятнее будет, если похвалят его и за количество, и за качество.
В начале года в Москве Департамент культуры заключает с каждым театром договор, в нем прописывается, помимо числа спектаклей, финансирование премьер, "загрузка зала" - не менее 60%... Тут, кстати, вспомнил я разговор с одним из руководителей Минкульта, Алексеем Алексеевичем Шалашовым. Он прежде возглавлял Московскую филармонию, а теперь пытается рассчитать сложную формулу, которая бы помогла при составлении бюджета. Ясно же, что собрать полный зал на популярную классику и на концерт из сочинений Сильвестрова или даже Шнитке - потребует разных усилий... А в театре одно дело - играть успешные во всем мире комедии Рэя Куни, другое - пьесы Сигарева, Вырыпаева или погибшей недавно в Домодедове Анны Яблонской.
В Департаменте культуры говорят: много вопросов, будут и ответы.
И ждать, обещают, недолго.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции