Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Индийский тендер на поставку 126 средних истребителей для замены устаревающих МиГ-21 тянется уже очень долго, но основная его интрига разворачивается только сейчас. Эта интрига заключается в соревновании двух основных, по общему мнению, претендентов на индийский заказ – американского истребителя F/A-18E/F Super Hornet и российского МиГ-35.
Интрига обострилась после того, как было объявлено об отказе от демонстрации МиГ-35 на авиасалоне в Бангалоре. Многие специалисты сочли отсутствие "живого" МиГа признаком отказа России от борьбы за индийский контракт.
Сравнение лидеров
Российский и американский истребитель каждый при своих преимуществах. В пользу "Супер Хорнета" говорит отработанность этой машины. Самолет уже больше 10 лет производится серийно, на нем установлен серийный же радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). И США готовы быстро развернуть производство самолетов по индийскому заказу.
В пользу МиГ-35 работает уже имеющийся у Индии опыт эксплуатации самолетов МиГ-29 и развернутая в стране инфраструктура их обслуживания, а также готовность России передать Индии технологии производства самолета.
Главным недостатком МиГ-35 называется незавершенность разработки РЛС с АФАР для этого самолета. На ее доводку требуется еще год или два. Кроме того, несмотря на происхождение от МиГ-29, МиГ-35 еще предстоит отрабатывать в серии.
С прежними машинами "двадцать девятого" семейства МиГ-35 роднит только внешний облик. Агрегаты и оборудование машины претерпели серьезные изменения.
Машина получила возможность использования современных боеприпасов "воздух-поверхность". Это позволяет называть МиГ-35 не "истребителем завоевания превосходства в воздухе", каковым является МиГ-29, а "многоцелевым истребителем".
Пилотская кабина в соответствии с современной авиационной модой оснащена многофункциональными ЖК-дисплеями, а система HOTAS (hands on throttle-and-stick) позволяет пилоту управлять всеми системами, не снимая ладоней с рукояток управления самолетом и двигателями.
За счет применения двигателей с управляемым вектором тяги значительно возросла маневренность самолета. Это повышает его шансы на победу в ближнем бою и возможность уклониться от ракеты, запущенной с дальней дистанции.
Наличие двухместной версии машины – МиГ-35Д, не уступающей одноместной по возможностям электронного оборудования, позволяет формировать группы из одно- и двухместных машин, способные выполнять самые сложные задачи. "Спарки" в таких группах используются как командирские машины, координирующие действия всего звена или эскадрильи.
Тем временем "Боинг"…
На фоне отказа России демонстрировать МиГ-35 в Бангалоре, США, напротив, активизировались, продемонстрировав в Индии новейшую версию F/A-18 – Silent Hornet, модернизированный с использованием технологий "стелс".
Этот самолет оборудован конформными топливными баками, усовершенствованными двигателями, всеракурсной лазерной системой предупреждения о ракетном нападении SM/LW (spherical missile laser warning), внутренним отсеком вооружения, новой кабиной с интегрированной инфракрасной станцией.
Представленный на выставке образец cтал первым самолетом, который разрабатывается в рамках программы International Super Hornet Roadmap, о которой Boeing объявил на последнем аэрокосмическом салоне в Фарнборо. Этот истребитель преподносится как новое поколение семейства Super Hornet, которое получит повышенную боевую живучесть, ситуационную осведомленность и эффективность.
Вице-президент корпорации "Боинг" Вивек Лалл сообщил, что в случае, если Индия подпишет контракт с Boeing в рамках тендера MMRCA, то будет иметь возможность получить эти технологии. "Мы создаем боевую платформу, которая будет эффективной в течение следующих 30 или 40 лет", - заявил Лалл.
Подобное заявление беспрецедентно для американской компании – до сих пор полный доступ к технологиям подобного рода получали только ближайшие союзники США. Все остальные довольствовались тем, что им продавали.
Итоги тендера, как ожидается, должны быть подведены этим летом. Для "МиГа" они очень важны: если МиГ-35 не получит экспортный заказ, это будет означать окончательное установление безальтернативного доминирования в российской боевой авиации самолетов АХК "Сухой".
При всем безусловном потенциале платформ Сухого и их доказанном качестве – такая монополия вряд ли полезна.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции