МОСКВА, 11 фев - РИА Новости. Февральское "окно" оказалось неудачным для российских компаний, собирающихся провести IPO: из четырех игроков разместился только один (группа ГМС), да и то по сниженной цене и в меньшем объеме. При этом сами компании объясняют отказ от IPO неблагоприятной рыночной конъюнктурой, а эксперты - завышенными аппетитами эмитентов и их нежеланием снижать цены.
В начале января о намерении провести IPO заявили российское горно-металлургическое предприятие ОАО "Кокс", один из крупнейших в России и СНГ производителей насосного оборудования ОАО "Группа ГМС", ОАО "Челябинский трубопрокатный завод" и золотодобывающая "дочка" "Северстали" Nordgold.
Все они хотели предложить рынку от 20% до 30 % акций. В результате "не испугался" это сделать только ГМС, который в итоге разместился по цене 8,25 доллара за GDR - ниже заявленного диапазона 9,25-12 долларов за бумагу.
Пример "Кокса"
После заявления "Кокса" о переносе IPO аналитики ждали аналогичного поведения от других "заявителей" из металлургического сектора. Исключение делалось только для ГМС, который был готов пойти на уступки инвесторам.
Как сказал РИА Новости ведущий аналитик по металлургии ИК "Ренессанс Капитал" Борис Красноженов, в случае с "Коксом" сыграли роль два фактора: уровень оценки компании и отсутствие острой необходимости "поднимать деньги любой ценой на данный момент именно на фондовом рынке".
Жадность победила
Стоимость ЧТПЗ и Nordgold была изначально определена слишком высоко, в том числе из-за желания акционеров продать свои доли подороже, отмечал аналитик "Уралсиба" Дмитрий Смолин.
Акционеры-продавцы - традиционно негативный фактор, так как инвесторы считают, что в этом случае деньги идут не на развитие компании, а акционерам в карман, полагают эксперты.
Ряд инвестиционных банкиров говорили РИА Новости, что компаниям придется либо снижать диапазон, либо переносить сроки IPO.
В итоге накануне прайсинга книги заявок этих компаний были закрыты не с полной подпиской, сказал один из инвестбанкиров. "Инвесторы ждали дисконта, а компании не захотели его предоставить", - отметил он.
По мнению основателя и главного управляющего PBN Company Питера Некарсулмера, в конце прошлого года для российских компаний, планирующих IPO, "зажегся желтый свет" после удачного выхода на рынок сети "О'Кей" и Mail.ru. Эти компании смогли пересечь финишную прямую в самый подходящий момент, поскольку имели справедливую оценку и были интересны инвесторам.
"Эмитенты и консультанты "Кокса", ЧТПЗ и Nordgold в своем оптимизме не заметили "желтый свет", который загорелся на российском рынке IPO. В результате жадность пересилила, и компании предпочли отложить размещение, чем пойти на поводу у инвесторов", - считает Некарсулмер.
В официальном сообщении о переносе IPO Nordgold прямо заявила, что, несмотря на интерес со стороны инвесторов, не считает возможным выходить с предложением, которое значительно недооценивает ее бизнес.
Египет и ВТБ
Источники, близки к организаторам IPO "Кокса", говорили, что размещению помешало давление событий в Египте на развивающиеся рынки.
"На волне событий на Ближнем Востоке весь сектор EMEA чувствует себя не очень хорошо", - констатирует главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева.
По мнению экспертов, еще одной - косвенной - причиной недостаточного спроса на бумаги "Кокса", ЧТПЗ и Nordgold стал выход на рынок второго по величине российского банка ВТБ с 10-процентным госпакетом акций в рамках SPO.
Когда есть история торгов - лучше спрос, отмечают представители инвестиционных банков, подчеркивая, что те инвесторы, которые не смогли принять участие в IPO российских компаний, сэкономили деньги для покупки ВТБ.
Окна еще будут
Несмотря на не очень удачное начало года, российские компании имеют шансы вернуться к IPO в этом году, считают эксперты.
Например, "Кокс" может повторить попытку выйти на IPO не ранее чем через полгода. "Нет смысла выходить ранее", - сказал один из инвестбанкиров.
Смолин из "Уралсиба" считает, что у ЧТПЗ есть шанс выйти на IPO осенью, так как у компании есть большое желание снизить долговую нагрузку, которая в настоящее время составляет порядка 2,4 миллиарда долларов.
По мнению Цепляевой, при выходе компании на IPO очень важно поймать правильное "окно".
"В зависимости от того, как будут развиваться дела (на внутреннем и внешнем рынках - ред.) ...если Испания удачно справится с первой волной больших погашений финансирования в апреле, то уже в мае-июне будет неплохой момент для выхода на IPO", - считает она.
Со своей стороны, Некарсулмер считает маловероятным, что 2011 год будет годом бума российских IPO.
"Компании с реалистичной оценкой могут выйти на рынок летом или в четвертом квартале 2011 года", - отметил он.