Культурная общественность снова шокирована: по последним данным ВЦИОМа у граждан России год от года крепнет убеждение, что Земля - пуп Вселенной, и Солнце крутится вокруг нас со скоростью один оборот в месяц. Уже около трети населения склоняются к этой мысли. Штаты отстают от РФ - там пятая часть населения является убежденными геоцентристами.
Боюсь, что и на вопрос социологов о форме Земли (шар или чемодан?), ответ наших граждан будет неоднозначным. Но и без него реакция культурной диаспоры оказалась острой и вызвала ее категоричные вердикты - "дебилизация", "деградация", "варваризация", "быдлизация" и просто конец Света.
"Без паники, товарищ Ленин", - как сказал в аналогичном случае товарищ Сталин в фильме "Незабываемый 1919-й".
…Человечеству не впервой подвергаться варваризации. Не станем далеко ходить и поминать, как племена готов, гуннов и иных нецивилизованных народов победили римскую империю, и как этот факт отразился на состоянии культуры европейского мира.
Но тогда обошлось - следом за Средневековьем наступила эпоха Возрождения. Потом утвердился строгий классицизм. На века восторжествовали идеи просвещения. Демократизация ряда европейских государств и вовлечение народных масс в политическую деятельность и в культурные процессы в конце ХIХ и - начале ХХ веков создало предпосылки для новых цивилизационных кризисов. Но человечество худо-бедно справлялось и справляется с ними. Разумеется, не без поражений на пути.
Оно все последние десятилетия с разной степенью удачи восстанавливает гуманистические позиции после двух самых жестоких революций - коммунистической и националистической.
Сейчас мир находится в обстоятельствах и в условиях качественно нового кризиса, вызванного накатывающимися одна за другой волнами медийных революций - ТВ, видео, мобильная коммуникация, Интернет. Все это не просто обременяет нас громадными массивами информации; все это видоизменяет формы нашего обучения и развития. Все это оказывает большее или меньшее давление на прежние нормы и стандарты человеческого общежития в глобальном масштабе.
И на результаты образования, что грустно.
***
Конечно, набирающий популярность геоцентризм возмутительно позорный факт и для нас, и для Америки. Но он, смею предположить, не столько следствие умыслов темных чиновников от образования, сколько логичный ответ на технологический прогресс цивилизации. Именно она предопределила функциональный смысл образования и необходимость изменения его стандартов. Именно она предъявляет требования усреднения среднего образования. Именно она подталкивает учащийся люд к профильному обучению на более ранней стадии.
Это с одной стороны.
С другой стороны, интенсивно идущие процессы демократизации общественной жизни сами собой поставили под сомнение командно-административную педагогику, столь эффективную в советскую пору.
Репутация лучшей образовательной системы нажита большей частью этой "методой". Хотя и она давала сбои. И тогда ходили анекдоты про абитуриентов, которые путали "Тихий Дон" с "Дон Кихотом", про учеников, которые сильно удивлялись, когда узнавали, что на Южном полюсе холоднее, чем на Северном.
Но в целом "метода" замечательная. Хотя она мертва. И нет условий для ее реанимации.
Как мертвы сегодня паровозы, хотя когда-то они были красавцами и бегали как живые по железным рельсам, немало способствуя украшению мимо проскакивающих пейзажей. Но человечество предпочло электровозную тягу. Это более экономичное и функциональное средство передвижения.
Сегодня человечество переходит на "электронную тягу". В том числе и в сфере обучения. В том числе и в формате средней школы. Отчего и придумываются "новые стандарты".
В чем вызов нынешней реальности, так это в том, что постепенно вымывается из круга обязанностей школьного учителя воспитательная функция. Она повисает в воздухе.
Прежде у ученика было, по меньшей мере, три няньки-гувернантки: родители, школа и улица. Теперь, главным образом, одна - компьютер. Существо эрудированное, но неодушевленное. Какие-то стандарты этических норм по инерции откладываются в душе ученика средней школы, но не закрепляются на уровне рефлексов. Но они так подвижны, так неопределенны…
Какую-то мораль можно выудить из телевизора и Интернета, но она по большей части, скользкая как угорь.
По телевизору раз в неделю идет программа "Детектор лжи", где каждый желающий может за большие деньги поведать о своих недостойных поступках и еще менее достойных подспудных желаниях. Это такой род душевной проституции для того, кто сидит в кресле и исповедуется.
Та, что сидит в кресле, призналась, что желала смерти своей матери, была изнасилована таксистом, получив при этом яркое эмоциональное удовольствие, оказывала сексуальные услуги знакомым по Интернету мужчинам за деньги или за дорогие подарки…
Напротив, глаза в глаза, сидят ее родные и близкие - мама, папа, муж, сестра и кто еще там…
Все они очень болеют за родного человека и всячески ободряют его: ну, изменила - это жизнь; ну, незаметно плюнула в бутерброд соседу - бывает; ну, украла с места работы какой-то прибор - так ведь нужда была и т.д. Семья почти хором вполголоса уговаривает девушку не стесняться и признаваться, признаваться… Муж весь дрожит от предвкушения плывущего в руки миллиона. И в самый последний момент, когда испытуемая на секунду расслабляется и позволяет себе благородный ответ, миллион срывается с крючка. И поди докажи, кто тут солгал: испытуемая или детектор?
И все это выдается за нравственный подвиг и толкуется, как моральная победа той, чье грязное белье на просвет рассматривали в течение часа миллионы граждан.
И все-таки, самое глубокое грехопадение - это соучастие и сопереживание зрительской аудитории. Оно означает, что для человека у телевизора грань между нравственным и безнравственным стерлась. Аномальное стало нормой. Вот это - конец Света, а вовсе не геоцентризм недоросля.
Люди не обязаны быть широко осведомленными. Как они не обязаны стать остроумными. Или даже просто умными. И гражданином человек быть не обязан. Про поэта не говорю. Нет желания, охоты?.. И ладно.
А вот человеком оставаться при всех правительствах и вовсе эпохи не просто желательно, но необходимо. Именно в стандарте человечности сегодня самая большая проблема. Прочие стандарты - производное.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции