Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Как и в предкризисные годы, высокая инфляция становится главной головной болью правительства. Быстрый рост потребительских цен препятствует достижению макроэкономической стабильности, а в перспективе может поставить под вопрос стабильность социальную. Поэтому президент Дмитрий Медведев на совещании по макроэкономической ситуации 9 февраля напомнил, что "успех деятельности самого правительства" будет зависеть от того, насколько успешно оно справится с ростом цен.
Первоапрельские шутки
Конечно, по сравнению с январем, когда всего за неделю цены подскакивали на 0,6%, февральские показатели выглядят лучше. По данным Росстата, с 1 по 7 февраля цены выросли только на 0,3%. Этот факт не обошла вниманием глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, подчеркнув на совещании 9 февраля, что тарифы, ставшие одним из главных драйверов инфляции, "растут, как правило, в январе".
Значит ли это, что пик роста цен уже позади? Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев полагает, что инфляционный эффект от роста тарифов далеко не исчерпан, хотя бы потому что 1 апреля нас ждет повышение цен на газ на 9,5%. А впереди еще последствия роста цен на дизельное топливо.
В предкризисные годы, когда рост цен был бичом российской экономики, власти нередко отдавали предпочтение нерыночным мерам – то и дело звучали обещания заморозить цены на продовольствие и разобраться с перекупщиками, необоснованно завышающими цены. В этот раз российские власти пошли иным путем – в конце прошлого года были снижены импортные пошлины на некоторые виды продовольствия (гречка, картофель, капуста), а 4 февраля 2011-го начались товарные зерновые интервенции. Собственно, ничего нового чиновники пока не предложили.
Экспертам заявленные меры кажутся адекватными, но преломить тренд, скорее всего, не удастся. "Уверен, что по итогам года инфляция будет выше 10%, говорит начальник аналитического отдела "Банка Москвы" Кирилл Тремасов. – Ужесточение денежной политики, снижение пошлин и прочие меры могут лишь заложить основы для перелома негативного тренда в 2012 году".
Инфляция – процесс инерционный, и антикризисная накачка экономики ликвидностью будет сказываться на протяжении всего 2011 года. Именно такая антикризисная политика, по мнению Тремасова, стала фундаментальной причиной нынешнего скачка цен. Засуха и неурожай, на которые пеняют чиновники, - лишь катализаторы инфляционных процессов.
Лукавые цифры
Нельзя сказать, что финансисты не ожидали подобного развития событий. Во время выступления на экономическом форуме в Давосе первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев заявил, что высокие инфляционные риски сохранятся еще несколько месяцев – примерно до середины 2011 года, затем может начаться "цикл понижения инфляции".
Перелом тренда действительно вполне возможен, но заметят его, скорее всего, не потребители, а статистики. Ежемесячные показатели инфляции рассчитываются в годовом исчислении (к аналогичному месяцу прошлого года), поясняет глава аналитического департамента московского офиса BNP Paribas Юлия Цепляева. В первом полугодии 2010-го инфляционные показатели были довольно низкими, в конце третьего квартала произошло ускорение. Это ускорение и поможет улучшить статистику второй половины этого года.
"В эффекте базы никто не сомневается, подытоживает Юлия Цепляева. – Но этим борьба с инфляцией не ограничится. Центробанку придется более агрессивно проводить политику процентных ставок. Я считаю, что на конец года мы будем жить со ставкой 9%".
Останется только один
Инфляция, как отмечает Тремасов, один из показателей макроэкономической стабильности. Инфляция подавляет потребительский спрос. Она же является пусть и не главным, но заметным фактором, препятствующим притоку прямых инвестиций в нашу экономику. Нет стабильности – нет желания вкладываться в долгосрочные проекты.
Перед правительством очень сложная задача: высокая инфляция, безусловно, вредит экономике, но и антиинфляционные меры могут не пойти на пользу. "Сейчас, чтобы задавить инфляцию, нужно задавить экономический рост, а это неправильно", - уверен Кирилл Тремасов.
Нынешнему росту мы обязаны благоприятной экономической конъюнктуре и антикризисным мерам государства, среди которых, напомним, была поддержка крупных неэффективных предприятий. Антиинфляционные меры, в частности, повышение ставки рефинансирования или снижение ввозных пошлин на продовольствие, неизбежно ударят по интересам отечественных производителей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции