Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
В США опубликована новая версия национальной военной стратегии - в документ, последний раз редактировавшийся в 2004 году, внесены существенные изменения.
Основным нововведением стало изменение главной задачи стратегии. В документе 2004 года в качестве такой задачи определялась защита США от возможного внезапного нападения и обеспечение общего военного и технологического превосходства над противником. Теперь основной задачей видится укрепление связей между США и их партнерами за рубежом. Участие в международных коалициях считается залогом безопасности в современном мире.
Несмотря на высказанную приверженность к коалиционному формату, США оставляют за собой право при необходимости действовать самостоятельно.
Среди прочих задач называется укрепление региональной безопасности, противодействие экстремизму, сдерживание агрессии и формирование "вооруженных сил будущего". При этом особо отмечается, что США стремятся к безъядерному миру.
Угрозы и союзники
Международный терроризм по-прежнему рассматривается как основная угроза безопасности США. Такой выбор угрозы определяет и выбор стратегических целей - нанесение поражения группировке "Аль-Каида" и ее сторонникам, действующим, прежде всего, в Афганистане и Пакистане.
О нашей стране речь в новой стратегии заходит один раз - авторы документа предлагают укреплять взаимодействие между Россией и США: "Мы будем укреплять диалог и военное сотрудничество с Россией, исходя из тех успехов, которых мы достигли в сокращении стратегических вооружений", - говорится в тексте документа.
Его авторы приводят также примеры наших общих интересов - это противодействие распространению ядерного оружия, борьба с терроризмом, сотрудничество в освоении космоса и в создании системы ПРО.
Кроме того, США будут приветствовать более активную роль России по поддержке стабильности и укреплению системы безопасности в Азии.
Отдельное и довольно значительное внимание в новой американской военной стратегии уделено Китаю. США констатируют рост могущества Китая и его влияния в регионе и намерены сотрудничать с ним, с целью добиться наилучшего взаимопонимания, а также совместными усилиями стабилизировать обстановку в Корее. Вместе с тем авторы стратегии отмечают, что рост военного могущества Китая потенциально угрожает безопасности в регионе, и США намерены "демонстрировать желание и готовность оказать помощь своим союзникам в противодействии какой-либо активности, угрожающей сложившейся системе международных экономических отношений".
Изучая написанное
Делая выводы из прочитанного, можно сказать, прежде всего, следующее: США де-факто признали утрату статуса безусловного глобального лидера, самостоятельного определяющего архитектуру системы международной безопасности и иерархию стран в этой системе. Груз, который взвалили на себя США в 1990-е годы, в итоге оказался неподъемным - и укрепление связей с зарубежными партнерами стало естественным следствием тех проблем, с которыми столкнулись США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.
При этом, разумеется, США остаются (и еще долго будут оставаться) самой сильной в военном отношении страной на Земле. Но контролируют происходящее теперь не только они одни, и риск дестабилизации обстановки значительно возрос.
Угрозы международной безопасности продолжают сохраняться и даже растут, несмотря на формальное окончание холодной войны. Многочисленные сложно контролируемые локальные войны и политические процессы в ряде стран третьего мира все сильнее сказываются на безопасности глобальных лидеров, в том числе США.
Отдельной темой является резкий рост влияния и возможностей Китая, который в перспективе может угрожать позициям США в азиатско-тихоокеанском регионе более серьезно, чем кто-либо со времен СССР.
В этих условиях смена приоритетов была естественной, и остается только один, но самый важный вопрос: насколько действующая администрация США способна воплотить в жизнь положения, заявленные в стратегии? Не секрет, что в США, как и в России, значительное влияние продолжают сохранять люди, действующие в рамках стереотипов Холодной войны, и их действия, например, в отношении России, направлены не столько на достижение взаимопонимания и сотрудничества, сколько на международную изоляцию России, с "выключением" ее из процедуры принятия решений.
В результате стратегия, сама по себе демонстрирующая понимание руководством страны в целом и американского военного ведомства в частности, будет иметь ценность только в том случае, если проводить ее в жизнь будут люди, действительно, а не на словах исповедующие те ценности, исходя из которых она была написана.
В ближайшие два года новой американской стратегии придется выдержать крайне сложный экзамен - переживет ли она очередной сезон выборов в США, и насколько заявленное стремление к сотрудничеству будет реализовано в конкретных предложениях, а также, что не менее важно, в готовности идти на компромисс в спорных вопросах.
Если этого не произойдет, то можно будет констатировать, что национальная военная стратегия США издания 2011 года в значительной своей части станет очередной красивой декларацией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции