Европейские лидеры констатировали крах политики мультикультурализма. Сохранение национальной идентичности разных этнических групп привело к тому, что они стали конкурировать с "титульными" нациями. Единой европейской нации не сложилось.
В минувшие выходные на конференции в Мюнхене британский премьер Дэвид Кэмерон публично признал, что "доктрина государственного мультикультурализма" провалилась. Позволив разным культурам, в том числе, выходцам из мусульманских стран, жить своей собственной жизнью, "мы не представили видения общества, к которому хотели бы, чтобы они принадлежали", и разрешили существовать даже таким "изолированным сообществам, которые вели себя полностью вразрез с нашими ценностями", - сказал Кэмерон.
Несколькими месяцами раньше германский канцлер Ангела Меркель заметила: "Этот мультикультурный подход, когда мы говорим, что просто живем счастливо бок о бок друг с другом, не удался. Совершенно не удался".
Европейские державы, одна за другой, меняют мышление на тему, которая – после наших многочисленных терактов и нашего 11 декабря на Манежной площади – в России дискутируется все активнее. У американцев ситуация с "разными общинами" в корне отличается от европейской. В США гражданская нация формировалась в "плавильном котле", где различия стирались.
Американским или европейским путем стоит россиянам идти к созданию гражданской нации, рассуждает Ирина Ясина в новом выпуске авторской программы "Азбука перемен".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции