Наталья Иванова-Гладильщикова, для РИА Новости.
В процессе обсуждения нового будущего закона "Об образовании в РФ" в обществе все чаще стали возникать скандалы. В частности, многие не поняли решение министерства образования уравнять в статусе обычные школы и учебные заведения типа Центральной музыкальной школы при Московской консерватории или Академии русского балета имени Вагановой. 7 февраля в Госдуме прошли парламентские слушания по "вопросам художественного образования в проекте нового федерального закона "Об образовании", где пытались найти разумный выход из ситуации с художественным образованием.
Все должны быть одинаковыми
В российском образовании сегодня исповедуется принцип: все должны быть одинаковыми. Руководители и учителя специализированных лицеев и гимназий ожидают ликвидации своих систем преподавания. То же самое может произойти и со школами для одаренных музыкантов, танцовщиков, художников.
О планах чиновников "усреднить" школы для художественно одаренных детей стало известно еще в начале прошлого года. Но информация о том, что эту мысль попробуют закрепить в новом законе "Об образовании", прозвучала только в ноябре. Представители 29 ведущих музыкальных, балетных и художественных училищ протестовали и попытались добиться внесения изменений в действующий закон "Об образовании". Наконец, они требовали признания особого статуса для художественного образования в новом законе. 5,73 тыс. обучающихся в этих учебных заведениях детей получают как специальное образование (музыкальное, хореографическое, цирковое, художественное), так и полное среднее. Деятели культуры возмущены тем, что такие школы могут лишить особого статуса.
20 января этого года прошла совместная коллегия Минобрнауки и Минкульта, посвященная этой ситуации. Чиновники от образования предложили начинать обучение юных танцовщиков и музыкантов не в 7-9 лет, а в 15 (в столь юном возрасте невозможно решить, чем человек будет заниматься в будущем, пояснили свою позицию представители Минобрнауки).
На слушаниях в Госдуме стало ясно, что вопрос о закреплении особого статуса за художественным образованием все еще не решен.
Мученья маленьких детей
"Если маленьким детям неправильно ставить ноги, руки, плечи, уже никогда не будет ни великих музыкантов, ни артистов балета, - пояснил народный артист России Николай Цискаридзе замминистра образования Игорю Реморенко. – Благодаря тому, что меня так в детстве выучили, я могу сейчас перед вами 32 фуэте скрутить в сапогах".
Единственное российское образование, которое не требует дополнительного подтверждения нигде в мире, - это образование в области культуры.
Николай Цискаридзе настаивает на необходимости принятия специальных стандартов для художественного образования: "Пожалуйста, узаконьте нас. В мае мы должны принимать детей в школу. Я, как человек, который сидит в Большом театре в комиссии по приему, заинтересован в тех, кто придет к нам учиться. А элементарных стандартов по приему в училище нет. Нужно, чтобы на двери висел порядок приема, и родители знали, какие требования предъявляются к детям. Но пока мы – вне закона".
"Когда мы в декабре были в министерстве образования, и после совещания, в кулуарах общались с чиновниками, мне доверительно сказали: пока вы не добьетесь отдельного статуса для таких учебных заведений (чтобы они были признаны национальным достоянием), у вас ничего не получится, - признался РИА Новости Николай Цискаридзе после думских слушаний. – Все время будут приниматься новые поправки, которые все разрушат. Недели две назад я написал письмо на имя президента. Оно касается и особого статуса таких учебных заведений, и того, что в этом особом статусе нужно утвердить. Я перечислил все музыкальные, театральные и балетные заведения, имеющие многовековую историю. Иначе русского балета скоро просто не останется".
Вершина айсберга
На самом деле это – лишь вершина айсберга. По словам министра культуры Александра Авдеева, мы не способны из десятков тысяч талантливых российских детей сделать выдающихся деятелей культуры. Просто потому что не выстроена непрерывная трехступенчатая вертикаль: детские "школы искусств" - средние специальные учебные заведения – вузы.
В детских "школах искусств" работают 123 тысячи педагогов. Но их социальная защищенность хуже, чем у учителей обычной школы. У тех нагрузка – 18 часов в неделю, у учителей детских "школ искусств" - куда больше.
Финансирование таких школ в большинстве регионов мизерное: его отдали муниципалитетам. По окончании "школы искусств" (или музыкальной, художественной школы) дети не получают унифицированного документа. В музыкальных школах изношено 40 процентов инструментов. На их приобретение выделяют 4-5 тысяч рублей в год! Учителя не имеют права на досрочную пенсию. Средняя зарплата преподавателей – 5,67 тыс. рублей. И ни одна из этих проблем не решается действующим законодательством. По мнению Александра Авдеева, художественным школам как минимум нужен статус предпрофессионального образования.
Существует и проблема 45 творческих вузов: театральных, художественных, консерваторий.
Самый простой пример: идет чехарда с названиями: в новом законопроекте "Об образовании" оставили лишь три типа вузов: университеты, институты и колледжи. Академий – нет. По мнению ректора Московской консерватории Александра Соколова, "если изымается термин "академия", то должен появиться "профильный университет".
Еще одно из требований деятелей культуры для внесения в закон "Об образовании" - признание ассистентуры-стажировки. Чтобы ассистенту-стажеру платили стипендию как аспиранту, засчитывали его практический труд как диссертационную работу. В советской системе все это было.
Разумные предложения
Зампред думского комитета по образованию и науке Олег Смолин внес предложения от возглавляемого им движения "Образование для всех". Они являются частью альтернативного закона "Об образовании". В частности, он предлагает: предмет "искусство" должен стать обязательным в школе; детским "школам искусств" необходим статус начального профессионального образования (это позволит выпускникам получать соответствующий документ, а потом – работать по специальности); большая часть финансирования школ должна идти из бюджетов субъектов РФ, а не муниципальных.
Учреждения дополнительного образования, по мнению Смолина, должны быть поставлены в равные условия с учреждениями, реализующими основные образовательные программы. Нужно вернуть положение закона образца 1992 и 1996 годов, где говорилось, что педработники должны иметь ставки выше средней зарплаты в промышленности.
С предложениями Олега Смолина полностью согласен ректор Московской консерватории Александр Соколов. Он лишь добавил: "До сих пор Минобрнауки не готово понять ценность непрерывного образования. Я не в восторге от термина "предпрофессиональное образование": оно дает основания для лукавства. Это профессиональное образование, вытягивающееся в цепочку, достигающую уровня послевузовского. Принцип непрерывности снимет коллизию второй отсрочки от армии в вузе (сегодня она дается лишь в среднем звене). Если будет четко сказано, что это не вторая отсрочка, а та же самая, она будет пролонгироваться вплоть до послевузовского образования".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции