Наталия Губарева
КУРСК, 9 фев - РИА Новости. Сегодня, когда даже младшим участникам Великой Отечественной войны далеко за 70, кажется, что никакие бои им уже не грозят. Однако некоторых ветеранов жизнь снова заставляет вступать в борьбу за свои права и, как и в 1945-м, доходить до Европы.
Курский ветеран Василий Гуляев в течение шести лет пытался доказать законность принадлежащего ему статуса участника Великой Отечественной войны. После безуспешных попыток сделать это на местном уровне, ветеран подал иск в Страсбургский суд.
Весной 2010 года Европейский суд по правам человека единогласно вынес решение в его пользу. Курские власти были признаны виновными в нарушении Шестой статьи Европейской конвенции по правам человека (справедливое судебное разбирательство).
Гуляев, подростком участвовавший в разминировании Курска, отстоял свое право носить звание участника войны, а его дело стало одним из первых прецедентов в России, когда суд отменил свои решения по гражданскому делу.
Однако курские власти не спешат извиняться за унижения, которым подвергался ветеран, чтобы доказать свое участие в ВОВ.
На трамвае со снарядом
"Гуляев против России", - Василий Федорович невольно содрогается, произнося название своего дела в Страсбурге.
"Я 43 года отдал Родине: после Великой Отечественной служил в Австрии, потом в секретных ракетных войсках на Украине и в Чечено-Ингушетии, затем в воинской части в Курске. Как же я могу быть против России? Нет, в Страсбурге я выступал не против страны, а против человеческой ненависти, зависти и чиновничьего произвола", - говорит он.
В 1944 году, когда 15-летнего Васю Гуляева вызвали в комсомол и предложили записаться в отряд юных минеров, он не раздумывая согласился. После ухода немцев Курск был начинен снарядами, как пирог изюмом. Склады боеприпасов находились на улицах, а поля, которые предстояло пахать в посевную кампанию 1945 года, были в буквальном смысле "минными".
"Тогда Сталин подписал Постановление Государственного комитета обороны СССР №6564 от 19 сентября 1944 года: о формировании из комсомольцев отрядов минеров, которые бы очистили города и поля от боевых снарядов. Содержание постановления не разглашалось ни во время войны, ни после, так как привлечение к боевым действиям несовершеннолетних нарушало международное право", - объясняет Гуляев.
Во время войны мальчишки-минеры не задумывались ни о международном, ни о собственных правах. Находя мины, гранаты, снаряды и бомбы на курских улицах, они на своих плечах за много километров носили их в лес, где складывали в воронку и уничтожали под руководством приставленного к ним Осоавиахимом сержанта.
"Однажды мы забыли об опасности настолько, что зашли с рюкзаками, полными найденных снарядов, в трамвай. Когда доставили снаряды в Осоавиахим, нас спросили: "А что это вы так быстро добрались?". А мы говорим: "На трамвае приехали!". "Чтоооо?", - раздалось в ответ. Потом нашему сержанту, который нас отпустил одних с такой ношей, конечно, досталось от руководства", - вспоминает Василий Федорович.
Моральный террор
Несмотря на то, что юные минеры в 1944-1945 годах сотнями становились инвалидами и погибали, взрываясь на снарядах, их подвиг, по мнению Гуляева, не был по достоинству оценен.
"Многие мои товарищи так и не доказали, что участвовали в разминировании. Мне повезло: в архиве сохранился список с моей фамилией. И в 1992 году я получил удостоверение участника разминирования, а в 2000 году, так как имелись документы, подтверждающие, что я был юным минером, - удостоверение участника войны", - говорит он.
Однако в 2004 году его статус участника Великой Отечественной и участие Василия Федоровича в разминировании Курска вдруг поставили под сомнение коллеги по совету ветеранов.
"Я связываю эту травлю с выборами мэра Курска в 2003 году, когда я не поддержал кандидата, за которого выступал совет ветеранов и его тогдашний председатель", - вспоминает Гуляев.
Строптивого капитана Гуляева пытались заставить смириться разными способами. По словам Гуляева, бывший председатель областного совета ветеранов Михаил Овсянников и председатель совета ветеранов Железнодорожного округа Курска Иван Буровцев забрасывали военный комиссариат и комитет социального обеспечения Курска письмами, где утверждали, что Гуляев получил удостоверение участника войны по поддельному документу, в который вписал свое имя, взяв его в архиве.
"Тот факт, что я получил удостоверение участника войны в 2000 году, а документ подделал якобы в 2004, не казался моим оппонентам абсурдным", - замечает Василий Федорович.
"Это был настоящий моральный террор! Что мы только не пережили - от травли в СМИ до обысков в нашей квартире, когда против Василия Федоровича милиция возбудила уголовное дело и искала у нас перо, которым он якобы подделывал документы в архиве. Потом у него стали удерживать доплаты к пенсии как участнику войны", - вспоминает супруга Гуляева Раиса Евгеньевна.
Однако, как бы тяжело не приходилось, Василию Гуляеву, закаленному войной, к трудностям было не привыкать. И он решил бороться за свои честь и права.
За ценой не постоим!
Как рассказывает адвокат ветерана Андрей Головачев, 20 апреля 2006 года Ленинский районный суд города Курска вынес решение, в котором признал удостоверение участника войны Гуляева действительным, а лишение его надбавки к пенсии как участника войны - незаконным. Уже 11 мая решение вступило в законную силу.
Однако в сентябре областной военный комиссариат, проходивший ответчиком по делу вместе с комитетом соцзащиты Курска, обжаловал решение суда от 20 апреля в Курском областном суде и добился пересмотра дела.
"Это – нарушение Гражданско-процессуального кодекса РФ, который говорит, что для обжалования решения суда и подачи кассационной жалобы у сторон есть 10 дней", - поясняет Головачев.
По его словам, обоснование военным комиссариатом причины подачи жалобы на решение суда после установленного законом срока было вполне в духе кафкианского процесса, в который оказался вовлечен ветеран: якобы раньше у военкомата не было средств для того, чтобы подать кассационную жалобу.
Как рассказал Головачев, 29 декабря 2006 года Ленинский районный суд, пересмотрев дело Гуляева, признал удержание доплаты к пенсии Гуляева незаконным, но удостоверение ветерана войны аннулировал. Верховный суд России также отказал бывшему юному минеру в праве носить звание участника Великой Отечественной войны.
Но, по словам адвоката, Европейский суд по правам человека в Страсбурге, рассмотрев дело курского ветерана, решил его судьбу по-другому.
"Все семь судей единогласно решили, что у Курского областного суда не было оснований 15 ноября 2006 года отменять вступившее в силу решение Ленинского суда от 20 апреля 2006 года, и что в данном случае был нарушен принцип правовой определенности и пункт 1 статьи 6 Конвенции по правам человека, гласящий, что человек имеет право на справедливое судебное разбирательство", - прокомментировал решение суда Головачев.
История Василия Гуляева - единственный прецедент по гражданскому делу в Курской области и один из первых в России, когда судебная машина дала обратный ход. В связи с решением Европейского суда от 12 мая 2010 года президиум Курского областного суда отменил 3 ноября 2010 года все незаконные судебные акты по делу Гуляева и оставил в силе первое решение Ленинского районного суда от 20 апреля 2006 года.
Извиняться - не наша компетенция
Оппоненты Василия Федоровича до сих пор считают, что правда на их стороне. И извиняться за унижения, которым подвергался ветеран, никто не собирается.
"Приходите, я покажу вам все документы, которые подтверждают, что Гуляев дописал свою фамилию в документе в архиве. В разминировании Курска он не участвовал: есть только справка о том, что он ходил на курсы минеров. А многого из того, что он рассказывает о разминировании, вообще быть не могло", - сказал РИА Новости председатель совета ветеранов Железнодорожного округа Курска Иван Буровцев.
"Я занимаю должность председателя Совета ветеранов только два месяца. Кто такой Василий Гуляев, не знаю, с делом его не знаком, документами не располагаю, поэтому пока ни о каких извинениях речи не идет", - сказал, в свою очередь, председатель областного Совета ветеранов Валерий Сундуков.
Заместитель начальника центра пенсионного обеспечения военного комиссариата Курской области Николай Юрченко сказал РИА Новости, что извиняться за нанесенное ветерану оскорбление – "не компетенция военного комиссариата".
"Мы лишь исполняли готовые судебные решения, а на судах выступали в качестве третьих лиц", - сообщил он.
Василий Федорович, несмотря на отсутствие извинений, доволен финалом этой истории. Он показывает награды - медаль ордена "За заслуги перед отечеством" II степени, памятный знак "За труды и Отечество", нагрудный знак "За заслуги перед городом Курском". И особенно дорогое удостоверение участника Великой Отечественной войны, за которое ему пришлось так долго бороться.