Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Эксперимент всегда интересен тем, что уводит от шаблонов привычного. И с этой точки зрения опыт Первого канала довольно поучителен. Я веду речь о художественном фильме Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом", который по рейтингам (по данным TNS Россия) оказался лидером топа сотни наиболее популярных программ минувшей недели у московской аудитории.
Вечер за плинтусом
Экранизацию мрачной повести Павла Санаева к таковым никак отнести нельзя. Как выразился в свое время автор книги, "в фильме персонажи выглядят моральными уродами". Во многом, так оно и есть. Главного героя, 8-летнего мальчика, что называется, рвут на части мать, устраивающая свою личную жизнь, и полусумасшедшая монстроподобная бабушка (Светлана Крючкова получила приз за лучшую женскую роль на фестивале "Московская премьера"). Обе совершенно не заботятся о его моральном состоянии.
Кино жесткое, временами даже жестокое, и, тем не менее, ленту посмотрел почти каждый десятый воскресный зритель. Думаю, секрет этого прост – фильм автобиографичен. У героев фильма есть реальные прототипы, всем известные актеры: бабушка – Лидия Санаева, дедушка – Всеволод Санаев, мама – Елена Санаева, отчим – Ролан Быков, а главный герой Саша Савельев – это сам Павел Санаев.
Зрительский интерес к художественной картине предварительно подогрела документальная лента Елены Тульчинской "Ролан Быков. Я вас, дураков, не брошу!" о личных взаимоотношениях между лучшими Котом Базилио и Лисой Алисой отечественного кинематографа.
Зрительское любопытство к частной жизни популярных мира сего отодвинуло на задний план даже обычного лидера – юмористическое шоу "Большая разница". Справедливости ради, замечу, что в последнем выпуске по-настоящему смешной была, пожалуй, лишь пародия на игровую викторину "Десять миллионов", в которой пересмешники с Первого канала в очередной раз поиздевались над ведущим шоу Максимом Галкиным. Он в свое время перебежал к извечному конкуренту в лице "России 1".
Вообще, на мой взгляд, самыми зубастыми и остроумными в "Большой разнице" выходят пародии на программы с других каналов. Видно, как авторы и актеры вкладывают в сценки, что называется, всю душу вкупе с талантом. А вот когда речь заходит о пародии на известных певцов или популярные кинофильмы, драйв явно слабеет.
Эти странные русские туристы
В неразвлекательном сегменте ТВ доминировали две темы – события в Египте и коррупция в России. Впрочем, в первом случае, речь тоже шла о соотечественниках. В новостных программах разных каналов корреспонденты, сообщая о массовых столкновениях между сторонниками и противниками президента Египта Хосни Мубарека, не уставали удивляться российским туристам. Те, в отличие от граждан других стран, беспечно продолжали себе отдыхать. Отмечу в этой связи репортаж Марины Светлой в программе "В час пик" на РЕН ТВ, которая побывала и в задымленном Каире, и в солнечной Хургаде, с трудом вылетев затем на родину.
Самым сильным моментом из материала Светлой стали довольные физиономии наших сограждан, которые, отдыхая на берегу Красного моря, что-то радостно орали в камеру и приветливо махали рукой оператору. Не понимая, что их место отдыха может в одночасье превратиться в поле битвы. Воистину, пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
С коррупцией дело обстоит совсем печально. Участники ток-шоу "Народ хочет знать" с Кирой Прошутинской (ТВ Центр) пришли к выводу, что России может помочь лишь опыт Сингапура. Тамошние власти в свое время стали сажать всех чиновников (невзирая на чины, звания и связи), чьи расходы не соответствовали доходам. Зрители также узнали, что на всю 5-миллионную Финляндию в производстве находится всего 40 дел о коррупции, что немцы и американцы добились от швейцарских банков открытия счетов самых богатых людей из этих стран, а вот из России таких просьб почему-то ни разу не поступало.
Грудь как событие
По-прежнему не отпускают телевидение прелести Анастасии Волочковой. Им, прелестям, уделила место в информационно-аналитической программе даже Марианна Максимовская. В сюжете о выходе балерины из "Единой России" Волочкова сообщила, что не позволит себе заниматься проституцией, в том числе и политической. На что ее бывший однопартиец, депутат Госдумы Роберт Шлегель заметил: "Тема сисек раскрыта. Она молодец".
Не все одобрили поступок Волочковой. В частности, пламенный коммунист актриса Елена Драпеко считает, что в основе фотографий в стиле ню лежал эпатаж. А вот Владимир Жириновской, обсуждая ту же тему в программе Вадима Такменева "Центральное телевидение" (НТВ), заметил, что "не оценили ее голое тело. Мы бы (имеется в виду ЛДПР) оценили бы".
В общем, как заметил корреспондент "Недели", грудь Волочковой оказалась главным политическим событием в стране за последнее время.
Вообще, телевизионщики в отсутствие доступных политиков разговаривают о политике с деятелями шоу-бизнеса. В программе "Нереальная политика" (НТВ) очередным гостем был певец Николай Басков. Впрочем, он больше говорил, как мне показалось, о себе. "Мы не умеем ценить, уважать людей, которые что-то могут, чего-то добились", - рассказал собеседник Тины Канделаки и Андрея Колесникова.
Любопытно, что в это же время по СТС в юмористической программе "Украинский квартал" тот же Басков предстал со спущенными штанами. Вместе с несколькими участниками программы, стоя за роялем и, не касаясь инструмента руками, он наигрывал залихватскую мелодию. Кому-то, наверное, это смешно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции