Юрий Щегольков
КАИР, 8 фев – РИА Новости. На центральной каирской площади Тахрир уже третью неделю продолжаются акции протеста против режима 82-летнего Хосни Мубарака, но ситуация с безопасностью в египетской столице постепенно нормализуется. На площади уже появились продавцы булок и бубликов, горячего чая, сигарет.
Журналисты, научившиеся камуфлироваться под туристов, продолжают свою работу.
На улицы Каира вышла дорожная полиция, но полицейские не будут обслуживать Тахрир, которая продолжает находиться под охраной армии.
Политические партии и власть ведут национальный диалог под председательством вице-президента Омара Сулеймана. В прошлые выходные стороны договорились о ряде мер по преодолению кризиса в стране, но для жителей Тахрира эта новость мало что меняет. Они намерены оставаться на площади до выполнения всех своих требований, несмотря на недовольство властей, да и многих своих сограждан, которые уже давно мечтают вернуться к нормальной жизни.
"Майдан" на Тахрире
Тахрир – это и митинг, и народное гуляние - каждого входящего сюда встречают аплодисментами и пением, общаются, пытаются объяснить, кто стоит на этой площади и почему. Каждую новость государственных египетских каналов обсуждают, критикуют или поддерживают. Количество людей на площади постоянно меняется – от нескольких десятков до сотен тысяч.
"Движение 25 января", контролирующее обстановку на площади, воспринимает Тахрир как единственную свободную территорию Египта, которую нужно охранять от провокаторов и даже армии, которая иногда пытается сужать периметр.
В оцеплении демонстрантов стоят профессора и студенты, врачи и адвокаты, артисты и инженеры – интеллигенция египетской столицы. Здесь даже есть своя газета "Майдан Тахрир" ("Площадь Освобождения"), но большинство общается через Twitter и Facebook.
Люди, приходящие и живущие в палаточных городках, – очень разные. Кто-то постоянно заводит толпу лозунгами и речевками, кто-то не забывает помолиться, кто-то в кругу друзей что-то горячо обсуждает. И у всех на лице - надежда на конечную победу. Когда Мубарак, наконец, уйдет – на Тахрир точно выйдет несколько миллионов человек.
Режим, потерявший поддержку армии и растворившуюся в массах полицию, пытался тянуть время, призывая на площадь, уже за деньги, "проверенных людей". Цена вопроса – 300 фунтов, по нынешнему уличному курсу, около 1800 рублей за смену.
"Проверенные люди", вооруженные "коктейлями Молотова", ножами и дубинками нападали на манифестантов, стоящих на Тахрире. Именно они отбирали у журналистов камеры, избивали их, врывались в номера гостиниц и квартиры домов, стремясь посеять страх.
Революция Twitter
"Движущей силой нашей революции стали наши дети - поколение, свободное от иллюзий, поколение, воспитанное на загнанных в подполье идеалах настоящей свободы и настоящей демократии, поколение, считающее невозможным дальнейшее существование такой системы власти, которую столько лет строил Хосни Мубарак", - говорит Шериф Гэд, председатель ассоциации выпускников российских вузов в Египте, прекрасно говорящий по-русски.
Подобно десяткам тысяч других жителей Каира, он приходит на главную площадь египетской революции, как на работу.
Шериф не боится, что к власти в Египте придут исламские фундаменталисты.
"Это отнюдь не исламская революция - образно говоря, в верности ей клянутся не на Коране, а используя Twitter. Хотя, конечно, мы все – верующие люди, но вера и политика все-таки разные вещи, - говорит он. - В ситуации, когда люди из года в год понимают, что от них ничего не зависит, что никакие прописанные в Конституции действия не приведут к изменению порядка вещей, интернет становится мощнейшим средством коммуникации, побуждающим к немедленному действию. В нашем распоряжении есть только социальная сеть – ты можешь искать себе подобных, объединяться в сообщество, в котором ты - в любой момент дня и ночи - можешь высказывать свои идеи, которые, проходя мгновенную экспертизу системой отзывов, в конечном итоге превращаются в короткое слово: "Баста" или "Барра", что по-арабски значит "Уходи!".
Длинная дорога к Тахрир
Прямая дорога до площади Тахрир - через два моста на другой берег Нила - перекрыта военными, которые никого не пропускают, - надо ехать в обход. На всех перекрестках города – танки, но военные не вмешиваются в происходящее.
Люди нестройными колоннами движутся в сторону Тахрир, а продавцы на улицах предлагают национальные флаги: "Купите себе немного патриотизма!".
При этом попадаются группы молодежи - отряды самообороны, - которые никуда не идут, а стоят, вооруженные палками и тесаками, перекрывая улицы и по собственному почину проверяющие документы у проезжающих в такси жителей и гостей египетской столицы. "Бойцы" отрядов проверяют документы и задерживают в центральных кварталах города подозрительных лиц, прежде всего, иностранцев.
Корреспондентов РИА Новости и еще одну русскую девушку – действительно туристку – задерживают такие "бойцы" и сдают командиру танкового патруля. Капитан поначалу недоверчив, но вид российских паспортов его успокаивает. Он берет под козырек и говорит: "Будьте осторожны в городе, добро пожаловать в Египет. Россия и Египет – друзья".
Но множеству иностранных журналистов, которые также в эти дни попадали в руки местных отрядов самообороны, пришлось собрать все свое мужество. Некоторых возили к военным по несколько раз на дню, некоторых избивали, когда журналисты пытались защитить свои документы и камеры, многих допрашивали не на блокпостах, а в контрразведке египетской армии, в правилах которой – мешок на голову или повязка на глаза.
Поезд ушел
Шериф Гэд считает, что революция в Египте уже произошла – страна никогда не будет такой, какой была до начала протестов 25 января.
"Уйдет ли президент сейчас или в результате выборов летом или осенью - значения не имеет, придут ли к власти военные или наиболее организованные оппозиционные силы, или даже бывшее ближайшее окружение Мубарака, как говорят у вас в России: "поезд ушел".
Шаг за шагом египетская революция завоевывает новые рубежи: отставка правительства, уничтожение полиции как репрессивного органа, обещание президента сложить полномочия осенью, начало переговоров президентского окружения с лидерами демонстрантов на Тахрире, следствие против наиболее коррумпированных министров, в том числе против хорошо известного в Москве министра туризма Зухейра Гарана.
"Остается только надеяться на то, что в результате процесса, начатого народными волнениями в конце января-начале февраля, ситуация в стране не обратится в хаос", - говорит Шериф.
Беседа с Шерифом Гэдом проходит в пятизвездочном отеле, сотрудники которого предупреждены о том, что корреспонденты РИА Новости – именно туристы, а не журналисты. Диалог на эту тему идет достаточно долго, чтобы стало понятно: в сегодняшнем Каире быть журналистом действительно небезопасно.
Продолжение следует